В гибели мамонтов-самцов обвинили их холостяцкий образ жизни

Российские, шведские и нидерландские ученые выяснили, что самцы шерстистых мамонтов (Mammuthus primigenius) чаще самок попадали в природные ловушки, например, в болота, и погибали. Ученые предположили, что такая неосторожность была вызвана образом жизни этих млекопитающих. Вероятно, подобно современным слонам, молодые самцы мамонтов жили либо «холостяцкими» группами, либо поодиночке. Поэтому они чаще попадали в ловушки из-за отсутствия опыта, а вытащить их оттуда зачастую было некому. Исследование опубликовано в Current Biology.

Шерстистые мамонты (Mammuthus primigenius) населяли север Евразии и Северной Америки в плейстоцене и раннем голоцене. Около десяти тысяч лет назад на материке мамонты вымерли; небольшие популяции продолжали жить на острове Святого Павла в Беринговом море и на острове Врангеля недалеко от Чукотки. Но около 5,6 и четырех тысяч лет назад исчезли и они.

Исследователи считают, что многие останки мамонтов так хорошо сохранились потому, что животные погибали, попав в природную ловушку. Они проваливались под лед или в болото, в грязевой поток или в битумные ямы и были там «похоронены» без доступа воздуха. Ученые проанализировали анатомию останков мамонтов, попавших в одну из таких ловушек в Северной Америке, и выяснили, что в ней оказались 13 молодых самцов и только одна самка.

Чтобы разобраться, что вызвало такой гендерный перекос, авторы нового исследования изучили останки шерстистых мамонтов, найденные в разных районах материковой Евразии и на острове Врангеля. Всего они исследовали 98 особей, и, чтобы определить пол животных, секвенировали восьмую и X хромосомы. Оказалось, что почти 70 процентов животных (66 особей) были мужского пола и только 30 процентов (29 особей) — женского. При этом известно, что у современных африканских саванных слонов соотношение полов при рождении примерно 1:1. Предположительно, такое же соотношение новорожденных было и у мамонтов.

Ученые объясняют полученные результаты образом жизни гигантских млекопитающих. По их мнению, мамонты, подобно современным слонам жили семейными группами с «матриархом» во главе. В нее входили самки с детенышами. Когда молодые самцы достигали половой зрелости, они уходили из стада и продолжали жить либо самостоятельно, либо в составе небольших «холостяцких» групп. Самцы разбредались на большие расстояния для того, чтобы избегать конкуренции между собой, и близкородственного скрещивания. Одинокие молодые самцы в незнакомой местности чаще проваливались под лед, в расщелины или в болота, и помочь им выбраться оттуда было некому.

Ранее исследователи показали, что в вымирание последних шерстистых мамонтов на острове Врангеля внесли вклад вредные мутации, которые накапливаются в небольших популяциях. В результате мутаций у животных нарушилась функциональность генов белков, ответственных за репарацию ДНК, транскрипцию РНК, клеточный транспорт и другие жизненно важные функции.

Палеонтологи разрешили вымершим гигантским марабу с острова Флорес летать

Вымершие гигантские марабу с острова Флорес, которых считали нелетающими, все же были способны к активному полету. К такому выводу пришли палеонтологи, проанализировав кости этих птиц, обнаруженные за последние двенадцать лет. Кроме того, исследователям пришлось отказаться от идеи, что флоресские марабу приобрели выдающиеся размеры за счет островного гигантизма. Как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, более вероятно, что они унаследовали эту черту от предков с континента. Согласно данной гипотезе, марабу с Флореса были одними из последних представителей эволюционной линии гигантских марабу.