В Венгрии нашли ископаемого родственника панды

Международная группа палеонтологов описала новый вид ископаемых медведей, предположительно, родственников большой панды. Miomaci panonnicum обитал около 10 миллионов лет назад на территории современной Венгрии. Исследование опубликовано в Geobios.

Около 10 миллионов лет назад, в миоцене, территории современных Венгрии, Сербии, Румынии, Хорватии занимало огромное Паннонское озеро. Долгое время оно было морем и входило в состав океана Паратетис, но формирующиеся Карпатские горы отделили его от других частей океана. Уровень озера многократно повышался и понижался, пока, шесть миллионов лет назад, оно окончательно не пересохло. В эту эпоху в Центральной Европе был субтропический климат практически без смены сезонов. На побережье озера, по-видимому, рос влажный субтропический лес, в котором обитали около 50 таксонов млекопитающих, начиная от летучих мышей и мелких насекомоядных и заканчивая хоботными и носорогами. Сейчас это север современной Венгрии, местечко Рудабанья, где палеонтологи находят многочисленные окаменелости.

В 2013 году в отложениях в Рудабанье были найдены верхняя и части нижней челюсти и несколько отдельных зубов животного из семейства медвежьих. Палеонтологи исследовали окаменелости и сравнили их с челюстями и зубами других видов медвежьих. В статье ученые осторожно заметили, что для однозначных выводов данных недостаточно, но, предположительно древние млекопитающие относились к тому же подсемейству Ailuropodinae, что и современные большие панды. Медведь был средних размеров и палеонтологи назвали его Miomaci panonnicum «маленький миоценовый медведь» из Паннонии.

По-видимому, в рацион древних медведей входила грубая растительная пища, и по образу жизни они были схожи с большими пандами. Авторы статьи пишут, что вероятно, похожие анатомические признаки развились у миомаци и панды в процессе конвергентной эволюции. Никакой информации, свидетельствующей о том, том, что медведи из Европы мигрировали в Китай в статье не содержится.

Рацион больших панд (Ailuropoda melanoleuca) практически полностью состоит из бамбука. Панды — территориальные одиночные животные и бóльшую часть времени они бродят по бамбуковым лесам на своем участке и едят. Так как в бамбуке сравнительно мало питательных веществ, животным приходится компенсировать это объемом потребляемой пищи: в среднем медведи ежедневно съедают 9-14 килограммов бамбука. Но при случае они не брезгуют птичьими яйцами, рыбой, насекомыми и падалью — по-видимому, так они восполняют дефицит белка.

Палеонтологи впервые обнаружили остатки эфиопского шакала эпохи плейстоцена