Новая государственная программа вооружений России на 2018-2025 годы, помимо прочего, предусматривает разработку тяжелого экраноплана «Спасатель». Как пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в главкомате ВМФ России, новое судно станет базовой платформой для экранопланов разных классов. Один из таких экранопланов планируется использовать в спасательных операциях в Арктике вдоль Северного морского пути и на Тихом океане. Разработкой судна занимается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева.
Экранопланом называют судно, способное двигаться на небольшой высоте от земной или морской поверхности «опираясь» на динамическую воздушную подушку, иначе называемую экраном. Экраноплан совмещает в себе свойства самолета и морского судна, хотя в морской классификации является судном. От других судов экранопланы отличаются значительно более высокой скоростью, которая может превышать 250 узлов (около 460 километров в час). Кроме того, такие суда не требовательны к инфраструктуре и могут выполнять посадку на водную поверхность. Экранопланы также отличаются большой грузоподъемностью.
Судно проекта «Спасатель» будет иметь в длину 93 метра и размах крыла 71 метр. Масса экраноплана составит около 600 тонн. «Спасатель» сможет идти на экране при волнении моря до шести баллов (высота волн до шести метров). Судно сможет садиться не только на воду, но и на твердую поверхность; его оснастят шасси. Экраноплан сможет перевозить до 500 человек и развивать скорость до 550 километров в час. Судно получит и подъемную рампу, облегчающую погрузку и разгрузку.
Уменьшенные модели нового экраноплана уже прошли испытания в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института в подмосковном Жуковском. Согласно проекту, первый новый экраноплан планируется поднять на экран в 2022-2023 году.
Следует отметить, что по своим характеристикам перспективный «Спасатель» похож на экспериментальный экраноплан, разработкой которого Центральное конструкторское бюро имени Алексеева занималось в 1980-х годах. Речь идет о судне, которое западные спецслужбы окрестили «Каспийским монстром». Так разведка расшифровала аббревиатуру «КМ» (Корабль-Макет) на борту судна. «Каспийский монстр» имел размах крыла 37,6 метра и длину около ста метров. Максимальная взлетная масса аппарата составляла 544 тонны.
Ранее стало известно, что российская компания «Радар ММС» подготовила проект перспективного многоцелевого экраноплана «Чайка», который можно будет использовать для решения самых разнообразных задач: от грузоперевозок до разведки. По словам исполнительного директора компании-разработчика Ивана Анцева, новое судно уже существует в виде макета, участвующего в лабораторных испытаниях. Проект нового экраноплана получил название «Чайка». Аппарат водоизмещением 54 тонны сможет перевозить пассажиров и грузы общей массой до 15 тонн.
В настоящее время по проекту проводятся дополнительные расчеты и испытания уменьшенных моделей. Технические подробности о проекте не раскрываются. По словам Анцева, полноценный летный образец «Чайки» появится в 2019-2020 году. Сегодня в России ведется несколько проектов разработки экранопланов; о них можно прочитать в нашем материале «Снова на экране».
Василий Сычёв