Новозеландские орнитологи выяснили, что сложные и искусные песни конкурентов вызывают больше агрессии у самцов новозеландских туев, чем простые. Исследование опубликовано в опубликовано в International Journal of Avian Sciences.
Песни служат птицам для привлечения партнера и для обозначения границ своей территории. Песня отнимает много энергии (соловьи, например, теряют весной до двух третей своего веса, при этом только половина самцов успешно находит себе самку), поэтому способность самца долго и хорошо петь свидетельствует в пользу его здоровья и физических преимуществ по сравнению с другими, менее голосистыми особями. В экспериментах с зебровыми амадинами, например, было показано, что самки в большинстве случаев выбирают себе самцов по качеству и силе их песни (более того, невозможность выбрать самца делает самок несчастными и снижает их способность к размножению на сорок процентов). Успешно создавшие пару амадины при этом потом спорят о разделении семейных обязанностей.
Известно, что самцы отрицательно реагируют на чужие песни, поскольку видят в них угрозу. Ученые решили выяснить, влияет ли сложность и длительность песни чужака на эту реакцию. Для этого они провели серию экспериментов с новозеландскими туями (Prosthemadera novaeseelandiae — птицы стального цвета с сине-зеленым отливом, представителями семейства медососов). Туи живут в Новой Зеландии и отличаются способностью подражать различным звукам и даже словам; они считаются лучшей певчей птицей Океании, легко приручаются и часто содержатся в неволе.
Орнитологи исследовали 12 территорий туев в новозеландском заповеднике Таварануи, находящемся к северу от Окленда (четыре птицы были при этом окольцованы, остальные нет). После того, как устанавливалось, что на протяжении трех минут самцы заняты своими привычными делами и ни на что постороннее не отвлечены, на периферии каждой территории проигрывались записи сложных песен, простых песен или контрольной песни другого вида (тоже воробьинообразной птицы, но из семейства шипоклювковые, Gerygone igata). Сложные песни были длиннее, содержали больше «слогов» (понятие слога определялось по спектрограмме), отличались большим их разнообразием и количеством переходов между типами слогов. Всего использовалось шесть простых песен, шесть сложных и шесть контрольных, различающихся по вышеуказанным параметрам. Каждому самцу в день проигрывалось по одной новой, ранее им не слышанной песне (для того, чтобы выбрать, какую именно песню проигрывать, орнитологи пользовались приложением генератора случайных чисел для iPhone). После проигрывания каждой записи за поведением самца в течение трех минут велось наблюдение.
Интересно, что наблюдали за каждой птицей три человека, двое из которых не знали сути эксперимента (таким образом обеспечивалось «слепое» наблюдение). Четвертый человек наблюдал за тем, чтобы птица не улетела из поля зрения.
Выяснилось, что на сложные песни самцы реагируют гораздо сильнее, чем на простые — они подлетали практически вплотную к проигрывателю (в среднем приближаясь на расстояние 0,3 метра вместо 6,3), делали это быстрее и, кроме того, сами принимались петь более сложные песни. При этом стоит отметить, что все это происходило без присутствия и реакции самок.
То, что птицы по-разному реагируют на голоса представителей собственного вида было известно и раньше, однако впервые более агрессивное поведение самцов было показано с помощью количественных методов и применением статистического анализа.
Ученые замечают, что несмотря на то, что все варианты песни туев были получены с помощью специальной программы Raven Pro, исходные звуки, которые программа использовала, были записаны с помощью одной и той же птицы (живущей достаточно далеко от исследуемых объектов). Хотя программа комбинировала их по-разному, нельзя не учитывать тот факт, что особенности этой конкретной птицы могут влиять на восприятие других представителей вида, поскольку она обладает какими-то параметрами, которые пока не известны исследователям (например, умением «страшно ругаться»). Ведь недавно выяснилось, что у некоторых птиц в «речи» бывает даже свой синтаксис.
Анна Казнадзей