Группа биологов из Института орнитологии имени Макса Планка в Германии показала, что свободный («по любви») выбор брачного партнера у зебровых амадин (Taeniopygia guttata) повышает выживаемость потомства почти на 40 процентов. Тогда как принудительное скрещивание с «нежеланным» партнером увеличивает как количество неоплодотворенных яиц, так и раннюю смертность птенцов амадин. Более того, в таких парах, несмотря на то, что зебровые амадины преимущественно моногамные птицы, самцы склонны ухаживать за посторонними самками и изменять своим партнершам. Работа опубликована в журнале PLoS Biology.
Ученые отобрали 160 зебровых амадин, а затем разбили их на 4 группы по 20 самок и самцов соответственно. После чего позволили им самостоятельно ухаживать друг за другом и устраивать брачные ритуалы. После того как птицы определились в выборе своих партнеров, экспериментаторы разбили половину «влюбленных пар» и случайным образом перемешали их, принудив скрещиваться с «нежеланным» партнером.
В таких парах самки не хотели спариваться с «нелюбимыми» самцами и старались избегать их. А самцы, в свою очередь, активно флиртовали на стороне и старались вступить в связь со своими прежними «возлюбленными». После того как самки во всех группах отложили яйца, биологи обнаружили, что у вынужденных спариться птиц в гнездах почти на треть больше неоплодотворенных яиц, нежели чем у «влюбленных». И даже после вылупления птенцов в «несчастных» парах риск их гибели из-за плохого ухода или недосмотра значительно выше. Таким образом, в парах со свободным выбором партнеров количество птенцов было на 37 процентов больше, чем у тех птиц, у которых выбора не было.
Исследователи полагают, что это свидетельствует о целенаправленном взаимном выборе партнеров среди зебровых амадин с совместимым набором генов и схожими или взаимно дополняющими поведенческими паттернами, что увеличивает как количество успешно оплодотворенных яиц, так и эффективность в уходе за потомством после его вылупления. Однако ученым еще предстоит доказать, что на выживаемость потомства не повлияла сама процедура «перемешивания», которая проводилась уже после ухаживания и из-за этого могла внести дополнительный стресс в жизнь птиц.
В чем заключаются особенности азиатского подхода к науке
Концепция «азиатской» науки как обособленного знания появилась благодаря Карлу Марксу и Эдварду Саиду. Первый изобрел азиатский способ производства, а второй написал книгу «Ориентализм», где создал мистический и загадочный флер вокруг восточных обществ. В глазах европейцев Восток предстал едва ли объяснимым с помощью классических моделей западной науки, а азиатский способ получения знания — связанным с мистикой. Сегодня эти представления лишь укрепились благодаря деколониальному повороту, который подталкивает читателя к восприятию азиатской науки как «странной», «таинственной» и даже «мистической». В этом материале N + 1 рассказывает, как синтез технологий, культурных традиций и идеологий порождает отличающуюся от западной, но все-таки вполне понятную картину науки на Востоке.