Научно-производственное объединение имени Лавочкина подготовило к летным испытаниям в стратосфере перспективный высотный беспилотный летательный аппарат ЛА-252 «Аист». Как пишет газета «Известия» со ссылкой на источники в объединении, первый полет аппарата в стратосфере может состояться уже до конца года. Для этого необходимо получить специальное разрешение.
Высотные беспилотники на солнечных батареях иначе называют псевдоспутниками, поскольку такие аппараты, летая в атмосфере Земли, могут находиться в воздухе на высоте нескольких десятков тысяч метров на протяжении нескольких месяцев. Псевдоспутники планируется использовать в самых разнообразных целях, одной их которых является, например, обеспечение связи в труднодоступных районах.
В ближайшее время Научно-производственное объединение имени Лавочкина намерено подать в Министерство промышленности и торговли России заявку на получение свидетельства годности «Аиста» к высотному полету. Кроме того, планируется получить разрешение на полет от Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения России.
Как ожидается, первый стратосферный полет «Аиста» состоится с аэродрома «Кубань». Аппарат рассчитан на полеты на высоте от 15 до 22 тысяч метров. Аппарат оснащен крылом с размахом 23 метра и имеет взлетную массу 125 килограммов. Беспилотник способен нести полезную нагрузку массой до 25 килограммов.
Верхняя поверхность крыла «Аиста» оснащена солнечными панелями, которые в дневное время будут заряжать аккумуляторные батареи. В ночное время электромоторы беспилотника будут питаться от аккумуляторов, а в дневное — от солнечных панелей. После завершения стратосферных испытаний планируется провести демонстрационный полет «Аиста» для Министерства обороны России.
В августе прошлого года компания «Тайбер» совместно с Фондом перспективных исследований провела успешные испытания прототипа первого российского беспилотника «Сова» с очень большой продолжительностью полета. Испытанный аппарат сможет без посадки летать на протяжении трех летних месяцев на широте Москвы.
Новый беспилотник, оснащенный солнечными панелями и аккумуляторами, во время испытательного полета провел в воздухе 50 часов, выполняя полеты на высотах до девяти тысяч метров. Аппарат дважды отработал в режимах «день» и «ночь» и был посажен принудительно. Прототип имеет размах крыла девять метров и массу 12 килограммов.
После завершения разработки долголетающие беспилотники позволят создать сеть автономных ретрансляторов сигналов в любой точке страны, включая и Арктический регион в летнее время.
Василий Сычёв
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.