Генетики разобрались в истории саблезубых кошек. И объединили два вида в один

Саблезубая кошка гомотерий (Homotherium) в представлении художника

Binia De Cahsan

Международная группа исследователей частично проследила историю саблезубых кошек (Machairodontinae). Они отделились от общего предка всех кошачьих около 20 миллионов лет назад. Также ученые подтвердили данные палеонтологов и показали, что один из родов саблезубых кошек — гомотерии (Homotherium) — вымер в Европе не 300 тысяч лет назад, как считалось ранее, а около 28 тысяч лет назад. При этом оказалось, что два вида гомотериев, Homotherium latidens и Homotherium serum, обитавшие в Евразии и Северной Америке, на деле были одним видом. Исследование опубликовано в Current Biology, кратко о нем рассказывается в редакционной статье Nature.

Саблезубые кошки — одни из самых узнаваемых представителей вымершей мегафауны эпохи плейстоцена. Предположительно, они появились в Африке около 20 миллионов лет назад, а вымерли — около десяти тысяч лет назад в Америке. Название они получили из-за выступающих верхних клыков, которые у некоторых видов достигали 20 сантиметров. Предположительно, с их помощью кошки могли одновременно перегрызать основные кровеносные сосуды у крупной добычи.

Роды гомотерии и смилодоны (Smilodon) — представители двух триб саблезубых кошек. Рост гомотериев, по-видимому, был около 1,1 метра, то есть они достигали размеров современных львов. Гомотерии, вероятно, охотились на крупную дичь в виде носорогов и молодых хоботных, а их вымирание могло быть связано с исчезновением травоядной мегафауны. Предположительно, гомотерии вымерли в Африке около 1,5 миллионов лет назад. Раньше считалось, что в Евразии они вымерли около 300 тысяч лет назад, но в начале 2000-х в Северном море были обнаружены останки, возраст которых составил 28 тысяч лет. Последние гомотерии жили на территории Северной Америки и исчезли около десяти тысяч лет назад. Смилодоны обитали в обеих Америках с 2,5 миллиона до десяти тысяч лет назад. Предположительно, они произошли от евразийских саблезубых кошек, мигрировавших в Америку. Как и гомотерии, смилодоны были размерами с современного льва, но у них было более мощное телосложение.

Авторы нового исследования частично отсеквенировали, частично реконструировали митохондриальные геномы трех гомотериев и одного смилодона. Кости двух гомотериев были найдены в Канаде; кошки жили ранее 50 тысяч лет назад и относились к виду H.serum. Третий гомотерий обитал в Северной Европе около 28 тысяч лет назад и принадлежал к виду H.latidens. Смилодон, окаменелости которого проанализировали ученые, относился к крупнейшему виду саблезубых кошек, Smilodon populator, и обитал на территории Чили около 11 тысяч лет назад.

По оценкам ученых, саблезубые кошки отделились от других кошачьих около 20 миллионов лет назад, а расхождение между трибами, к которым принадлежали гомотерий и смилодон, произошло около 18 миллионов лет назад. Также, исследователи подтвердили данные палеонтологов, и показали, что гомотерии существовали в Евразии до эпохи позднего плейстоцена. Возможно кошки вымерли на континенте около 300 тысяч лет назад, а потом его заселили американские гомотерии, которые окончательно исчезли 28 тысяч лет назад. Авторы исследования показали, что евразийские и американские гомотерии, которых относили к отдельным видам H.latidens и H.serum генетически практически идентичны. По-видимому, они представляли собой один вид, расселившийся в Евразии и мигрировавший в Северную Америку. Поэтому ученые предложили отнести гомотериев к одному виду H.latidens. Тем не менее, по мнению других исследователей этот вывод преждевременный и стоит подождать, не найдутся ли другие окаменелости в Европе.

Ранее исследователи выяснили, как охотились смилодоны Smilodon fatalis. Они поджидали добычу в засаде, а потом бросались на нее, заставляли лечь и несколькими укусами убивали.