Марсианская атмосфера обладает почти идеальными условиями для получения кислорода из атмосферного углекислого газа с помощью низкотемпературной плазмы. Это может пригодиться для жизнеобеспечения будущих пилотируемых миссий на Красную планету. Статья опубликована в журнале Plasma Sources Science and Technology.
Из-за недостаточной грузоподъемности существующих ракет-носителей инженеры, занимающиеся разработкой будущих пилотируемых миссий на Марс, пытаются максимально сократить массу космического корабля. Для этого они работают в нескольких направлениях, одно из которых — разработка технологий, позволяющих получать необходимые материалы и энергию на месте, из ресурсов исследуемой планеты. При этом, очевидно, одним из важнейших веществ, необходимых космонавтам, является кислород.
Исследователи предложили получать на Марсе кислород не электролизом воды, а разлагать углекислый газ с помощью низкотемпературной плазмы. Дело в том, что марсианская атмосфера на 95 процентов состоит из углекислого газа. Исследователи провели моделирование, и выяснили, что разложение CO2 на CO и кислород при давлении и температурах, соответствующих марсианской атмосфере идет гораздо эффективнее, чем в земных условиях.
Исследователи также сравнили эту технологию с аналогичным проектом MOXIE, в рамках которого планируется создать электролизную ячейку на основе твердых оксидов, которая будет вырабатывать кислород из углекислого газа. По расчетам ученых, с помощью низкотемпературной плазмы можно достигнуть такого же уровня выработки.
Ученые и инженеры готовят и другие технологии для будущих пилотируемых миссий по исследованию Марса. Недавно исследователи провели эксперимент по выращиванию картофеля в условиях, приближенных к марсианским. Оказалось, что картофельные клубни могут расти в таких условиях, правда, об их пригодности к пищи авторы эксперимента умолчали. А американские инженеры научились печатать на 3D-принтере инструменты из материала, на 70 процентов состоящего из искусственного реголита.
Григорий Копиев
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.