«Декретный отпуск» самок шимпанзе спас их детенышей от пожирания самцами

Японские приматологи, которые наблюдали за шимпанзе (Pan troglodytes), обитающими в Танзании, описали случай, когда взрослый самец схватил только что родившегося детеныша из своей же группы и съел его. Исследователи полагают, что этот случай объясняет поведение самок, которые перед родами уединяются, а после — на несколько дней остаются в «декретном отпуске». Так у их детенышей повышаются шансы на выживание. Статья опубликована в Phyical Anthropology.

Инфантицид (убийство детенышей взрослыми того же вида) довольно часто встречается у приматов. Причинами такого поведения могут быть, в том числе, сексуальные конфликты. Самец может убить детеныша, чьим отцом он не является. После этого у матери погибшего младенца быстрее наступает овуляция, а у самца-убийцы появляется шанс спариться с ней и стать отцом ее следующего отпрыска. У видов, у которых существует иерархия, например у лангуров (род Presbytis), только доминантный самец имеет право спариваться с самками. Если же происходит «смена власти», победитель убивает детенышей своего предшественника и становится отцом новых.

Детеныши могут стать и жертвой каннибализма. Известны случаи, когда шимпанзе убивали детенышей из соседней (конкурирующей) или из своей группы и поедали их. Но ученые до сих пор не фиксировали инфантицида только что родившихся младенцев. Возможно, потому, что в природе роды у шимпанзе удается наблюдать крайне редко, так как они не любят рожать «на публике». Беременные самки незадолго до родов уединяются, и показываются с детенышем в общине через несколько дней. Некоторые исследователи считают, что так мать защищает новорожденного от немедленного убийства.

Авторы нового исследования с 1990 года наблюдали за одной из общин шимпанзе, обитающих в горах Махале на западе Танзании. Описываемый инцидент произошел в декабре 2014 года. Основными действующими лицами стали самка по кличке Девота, примерно 14 лет, которая присоединилась к общине в 2012 году, и самец по кличке Дарвин, 25 лет. На момент описываемых событий он был вторым или третьим в иерархии группы.

Исследователи наблюдали за группой из 21 шимпанзе, в которой было четыре взрослых самца и десять взрослых самок. Девота должна была вот-вот родить, но наблюдатели не замечали явных признаков начала родов: обезьяна не делала гнездо (обычно шимпанзе сооружают их для ночлега), не запихивала руку в вагину, чтобы расширить ее, и у нее не отходили околоплодные воды. Внезапно она присела и родила. Детеныш упал на землю, откуда его немедленно подхватил сидевший за Девотой Дарвин и убежал с ним в кусты. Мать не успела даже взять младенца на руки. Примерно через полчаса самец появился с безжизненным телом детеныша на руках, а через некоторое время залез на дерево и примерно в течение часа съел труп. На следующий день у Дарвина была сильная диарея, поэтому исследователи не смогли собрать образцы фекалий с костями или волосами детеныша, чтобы проанализировать их.

Авторы работы предлагают несколько объяснений увиденному. Во-первых, это мог быть сексуальный конфликт. Маловероятно, что Дарвин был отцом детеныша Девоты, так как он исчез из поля зрения наблюдателей и, по-видимому, из группы, в тот период, когда у Девоты была овуляция и она забеременела. Но так как исследователи не смогли достать образцы тканей младенца и сделать анализ ДНК, подтвердить или опровергнуть свое предположение они не смогли.

Во-вторых, Дарвин мог съесть детеныша, чтобы восполнить нехватку питательных веществ, но последующая диарея свела его усилия на нет. Возможно, что самец убил детеныша, чтобы впоследствии принудить его мать к спариванию. Но так как у исследователей не хватало данных о предыдущих и последующих сексуальных контактах Девоты и Дарвина, протестировать это предположение они не смогли.

Чтобы выяснить, действительно ли беременные самки перед родами уходят из группы (и таким образом предохраняют детеныша от гибели), авторы работы посчитали периоды «декретного отпуска» новоиспеченных мамаш, до того, как они появлялись в группе с детенышем, и сравнили их со средними периодами отсутствия самок в группе. Ученые собрали результаты наблюдений за 21 год, с 1990 по 2010 годы. За это время 36 шимпанзе в группе рожали 94 раза. Оказалось, что «декретный отпуск» беременных самок примерно в три раза превышал средний период отсутствия самок. Из этого исследователи сделали вывод, что, вероятно, самки используют такую стратегию, чтобы повысить шансы новорожденного на выживание. Также они отметили, что, по-видимому, Девота рожала впервые, так что у нее не было возможности научиться, как и когда надо уединяться перед родами. Поэтому ей не удалось сохранить первенца.

Детеныши не единственные члены группы, которые становятся жертвами взрослых самцов. Взрослые шимпанзе убивают и друг друга: в начале года приматологи сообщали о внутригрупповом убийстве бывшего лидера группы, который за несколько лет до этого утратил высокий статус. В этом случае каннибализм тоже имел место. Кроме того, ученые обнаружили, что самцы шимпанзе — заботливые отцы и проводят много времени со своим отпрыском, особенно в первый год его жизни.

Антиэстрогенные средства помогли побороть эстрогеннегативный рак