Американский авиастроительный концерн Boeing провел испытания перспективного самолета-заправщика KC-46A Pegasus на максимальную скорость перекачки топлива во время воздушной дозаправки. Согласно сообщению концерна, в ходе испытаний пара летающих танкеров KC-46A поочередно заправляла друг друга. Испытания были признаны успешными.
Самолеты-заправщики оснащаются мощными насосными станциями, способными перекачивать огромные объемы топлива за небольшой промежуток времени. Каждый тип заправляемой авиационной техники имеет свои заданные конструкцией скорости приема топлива в баки, и они, как правило, меньше максимальной скорости, которую могут выдавать насосные станции танкеров.
Для того чтобы проверить станции на максимальную скорость подачи топлива, используется схема с дозаправкой пары летающих танкеров друг от друга. Во время испытаний, состоявшихся 11 октября 2017 года, KC-46A показал скорость перекачки топлива в 4,5 тысячи литров в минуту. В общей сложности самолеты провели в воздухе четыре часа и перекачали около 17 тысяч литров горючего.
К настоящему времени KC-46A провели в воздухе около двух тысяч часов, произведя 1,3 тысячи дозаправок в воздухе в рамках программы испытаний. Самолетами-реципиентами в таких испытаниях были истребители F-16 Fighting Falcon и F/A-18 Super Hornet, штурмовики AV-8B Harrier II и A-10 Thunderbolt II, транспортный самолет C-17 Globemaster III и самолет-заправщик KC-10 Extender.
Разработка KC-46A ведется с 2012 года на базе грузовой версии лайнера Boeing 767. Самолет сможет развивать скорость до 920 километров в час и совершать полеты на расстояние до 12,2 тысячи километров. KC-46A будет перевозить до 92 тонн топлива. В общей же сложности ВВС США намерены купить 179 таких самолетов.
После завершения программы разработки KC-46A в США начнется создание нового самолета-заправщика, который пока получил условное обозначение KC-Z. Свое видение такого самолета в октябре прошлого года представила американская компания Lockheed Martin.
Новый самолет-заправщик должен будет действовать в условиях умеренного противодействия противника. Новые «летающие танкеры» будут выполнять полеты на расстоянии 400–800 километров от непосредственной угрозы, но в зоне действия радаров и авиации противника. По этой причине самолеты проекта KC-Z должны быть выполнены малозаметными.
KC-Z предполагается выполнить по схеме «смешанного крыла», которая считается наиболее оптимальной с точки зрения баланса грузоподъемности и малозаметности. Уплощение планера самолета при такой схеме позволит существенно снизить эффективную площадь рассеяния. Для еще большего уменьшения радиолокационной заметности двигатели самолета выполнят утопленными в фюзеляж в хвостовой части.
KC-Z получит Т-образное хвостовое оперение. Оно позволит сделать аппарель в хвостовой части самолета, и его можно будет при необходимости использовать в качестве транспортника или для переброски десанта. На самолет-заправщик планируется установить турбореактивные двигатели с ультравысокой степенью двухконтурности.
Новый самолет-заправщик будет способен на укороченные взлет и посадку. Благодаря этому танкер можно будет использовать со взлетно-посадочных полос протяженностью вдвое меньше той, что необходима для современных самолетов-заправщиков KC-10 и KC-135 Stratotanker. Танкеру KC-135 для взлета необходима полоса длиной от 2,7 до 3,4 тысячи метров.
Василий Сычёв