Американская компания Lockheed Martin раскрыла некоторые технические подробности перспективного самолета-заправщика, разработка которого будет вестись для ВВС США по проекту KC-Z. Как пишет Aviation Week, концепция нового самолета пока еще только прорабатывается военными, однако уже очевидно несколько качеств, которыми должен будет обладать новый «летающий танкер». Именно они помогут ему действовать в условиях противодействия противника.
В настоящее время американские самолеты-заправщики даже во время боевых действий выполняют полеты в относительно спокойных условиях вдали от действия авиации, радиолокационных станций и зенитных ракетных комплексов противника. В 2014 году военные объявили, что в мире становится все больше зон с ограничением и воспрещением доступа и маневра (A2/AD). В это понятие военные вкладывают противодействие систем ПВО противника, его авиации, спутниковое наблюдение, условия, при которых поставка запчастей и провизии значительно затруднена.
Новый самолет-заправщик должен будет действовать как раз в условиях умеренного противодействия противника. По оценке Lockheed Martin, новые «летающие танкеры» будут выполнять полеты на расстоянии 400-800 километров от непосредственной угрозы, но в зоне действия радаров и авиации противника. По этой причине самолеты проекта KC-Z должны быть выполнены малозаметными как для радиолокационных станций, так и инфракрасных поисково-следящих систем.
KC-Z предполагается выполнить по схеме «смешанного крыла». Она представляет собой разновидность аэродинамической схемы «летающее крыло». В отличие от последнего в «смешанном крыле» фюзеляж четко выражен и за счет плавных корневых наплывов переходит в консоли крыла. При такой схеме подъемную силу создает не только крыло, но и уплощенный фюзеляж. У «летающего крыла» фюзеляж редуцирован, а его роль играет само крыло, несущее все агрегаты, грузы и экипаж.
По данным Lockheed Martin, «смешанное крыло» — наиболее оптимальная схема с точки зрения баланса грузоподъемности и малозаметности. Уплощение планера самолета при такой схеме позволит существенно снизить эффективную площадь рассеяния. Для еще большего уменьшения радиолокационной заметности двигатели самолета выполнят утопленными в фюзеляж в хвостовой части с воздухозаборниками в верхней его части. Таким образом воздухозаборники будут укрыты от радаров гаргротом.
KC-Z получит Т-образное хвостовое оперение. Оно позволит сделать аппарель в хвостовой части самолета, и его можно будет при необходимости использовать в качестве транспортника или для переброса десанта. На самолет-заправщик планируется установить турбореактивные двигатели с ультравысокой степенью двухконтурности. Такие силовые двигатели будут экономичными и позволят танкеру выполнять длительные полеты, потребляя относительно мало топлива.
Новый самолет-заправщик будет способен на укороченные взлет и посадку. Благодаря этому танкер можно будет использовать со взлетно-посадочных полос протяженностью вдвое меньше той, что необходима для современных самолетов-заправщиков KC-10 Extender и KC-135 Stratotanker. Танкеру KC-135 для взлета необходима полоса длиной от 2,7 до 3,4 тысячи метров в зависимости от погодных условий, качества покрытия и степени загрузки.
Ранее начальник авиационного командования воздушных перебросок ВВС США генерал Карлтон Эверхарт II объявил, что перспективному «летающему танкеру» потребуется система самозащиты. В их составе будут, в частности, боевые лазеры. Такое оружие позволит сбивать самолеты противника в воздухе, ракеты или поражать наземные цели, представляющие для танкера угрозу. Как ожидается, формирование концепции нового самолета-заправщика завершится в ближайшие шесть месяцев.
В августе 2017 года ВВС США намерены принять на вооружение новые самолеты-заправщики KC-46A Pegasus, разработкой которых в настоящее время занимается американский авиастроительный концерн Boeing. В общей сложности военные намерены приобрести 179 таких самолетов. В 2024 году военные планируют начать закупку танкеров проекта KC-Y. Это будут модернизированные версии KC-46A с новыми двигателями и бортовым оборудованием.
Разработка самолета-заправщика KC-46A ведется с 2012 года на базе грузовой версии лайнера Boeing 767. Самолет сможет развивать скорость до 920 километров в час и совершать полеты на расстояние до 12,2 тысячи километров. KC-46A будет перевозить до 92 тонн топлива.
Василий Сычёв
Военный университет Министерства обороны запатентовал дрон для защиты объектов от воздушного нападения роев беспилотников. Как следует из документа на сайте Роспатента, аппарат дает одновременный залп из стволов стрельбового модуля и создает осколочное поле сплошного поражения.