Японские инженеры разработали самодвижущегося робота для бронхоскопии. Он умеет самостоятельно передвигаться за счет перистальтического движения, а также маневрировать для передвижения по необходимым ответвлениям бронхиального дерева. Разработка была представлена на Конференции The Robotics and Mechatronics Conference в Фукусиме.
При подозрениях на различные заболевания бронхов применяют различные методы диагностики, в том числе и бронхоскопию. При этой процедуре в дыхательные пути пациента вводится бронхоскоп, оборудованный камерой или манипуляторами для биопсии, с помощью которого врач осматривает поверхность бронхов. Поскольку бронхиальное дерево состоит из множества сужающихся ответвлений, выбор нужного ответвления может представлять сложность, и результат процедуры сильно зависит от навыков проводящего ее врача.
Японские инженеры решили создать роботизированный инструмент для этой процедуры. Их робот-бронхоскоп состоит из нескольких камер с воздухом, соединенных специальной трубкой с аппаратом, управляющим давлением в них. Для продвижения по бронхам эти камеры поочередно надуваются и сдуваются, за счет чего робот двигается подобно червю.
Инженеры проверили работоспособность своей разработки на модели бронхиального дерева, в которой робот продемонстрировал не только способность перемещаться, но и выбирать интересующие исследователей ответвления. Разработчики считают, что такой робот позволит врачам легче проводить бронхоскопию, а также достигать в процессе процедуры самых мелких ответвлений.
Недавно американские инженеры разработали другого медицинского робота для медицинских. Их мягкий робот-колоноскоп так же работает за счет перистальтического движения, и призван снизить неприятные ощущения пациентов.
Григорий Копиев
Это помогло увеличить время полета
Инженеры из компании Elythor разработали квадрокоптер-конвертоплан, оснащенный четырьмя поворачиваемыми крыльями. Они могут независимо друг от друга складываться вдоль корпуса или отклоняться на 90 градусов, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника дрона отслеживает положение корпуса, а также скорость и направление ветра, в реальном времени подстраивая положения крыльев под эти условия. Благодаря этому удается повысить стабильность полета и снизить энергопотребление. Описание квадрокоптера приведено в диссертации разработчика. Инженеры давно разрабатывают дроны с гибридной конструкцией, которые совмещают преимущества мультикоптеров, способных вертикально взлетать и садиться, с возможностью полета на дальние дистанции, которой обладают дроны самолетного типа. Обычно у гибридов есть крылья и поворотные винты, которые разворачиваются в нужном направлении в зависимости от режима полета. В другом варианте используется две группы винтов, одна из которых работает только в режиме висения Несмотря на универсальность гибридных дронов, они имеют и недостатки. Из-за больших габаритов в мультикоптерном режиме у них низкая маневренность и высокая парусность по сравнению с дронами без крыльев. Поэтому их сложно использовать в ограниченном пространстве, а вне помещений в режиме висения гибриды тратят больше энергии на борьбу с ветром, что снижает продолжительность полета. Выход из этой ситуации предложили инженеры из стартапа Elythor, созданного сотрудниками Федеральной политехнической школы Лозанны. Они разработали квадрокоптер Morpho, со складными крыльями, которые автоматически адаптируются к ветру и режиму полета. Всего у дрона массой 3,8 килограмма четыре подвижных крыла, по два с каждой стороны фюзеляжа. Сервомоторы могут независимо отклонять каждое из крыльев на 90 градусов. Четыре винта дрона расположены как и у обычного квадрокоптера на концах крестообразной рамы и вращаются 500-ваттными электромоторами. Заряда аккумуляторов прототипа хватает на 17 минут полета. Садится дрон на хвост, а в качестве опор могут использоваться отклоненные назад крылья. В полностью сложенном состоянии крылья расположены вдоль фюзеляжа дрона. При переходе к горизонтальному полету они поворачиваются перпендикулярно корпусу, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника отслеживает положение дрона в пространстве, определяет направление и скорость ветра, воздействующего на корпус, и исходя из этого подстраивает углы отклонения крыльев. Так, например, в режиме висения, когда требуется сохранять стабильность полета, крылья остаются сложенными вдоль корпуса, чтобы снизить парусность дрона. Однако, если необходимо совершить поворот вокруг вертикальной оси алгоритм с помощью сервомоторов отклоняет то или иное крыло в нужный момент, используя их в качестве парусов. Таким образом ветер помогает дрону совершать необходимые маневры, снижая нагрузку на моторы. По словам разработчиков, благодаря этому при сильном ветре расход энергии во время вертикального полета можно снизить до 85 процентов. Разработчики предполагают, что основным применением Morpho станет инспекция расположенных на больших площадях инженерных сооружений, например, электростанций и высоковольтных линий электропередач. После вертикального взлета дрон будет подлетать к нужным объектам, проводить их обследование с помощью камер, а затем перелетать к следующей цели, используя горизонтальный полет, если она располагается достаточно далеко. https://www.youtube.com/watch?v=tOUkn7YmYV4 Для дронов, которые планируется использовать в тесных помещениях, на первый план выходит безопасность полета. Инженеры из компании Cleo Robotics создали дрон, несущие винты которого находятся внутри пончикообраного корпуса. Благодаря этому они надежно защищены от столкновений с окружающими предметами.