Медный топор возрастом 5000 лет оказался «родственником» топора Этци

Археологи изучили обнаруженное в Швейцарии лезвие топора, которое было изготовлено 5 тысяч лет назад. Интересно, что оно сделано из тосканской меди, как и топор знаменитого «ледяного человека» Этци. Статья вышла в журнале Archäologische Informationen (pdf), кратко о ней рассказывает портал Live Science.

«Ледяной человек» Этци — старейшая мумия в Европе, датированная примерно 3300 годом. Он был найден туристами в Тирольских Альпах в 1991 году на высоте около 3200 метров. По оценкам исследователей, мумия принадлежала 45-летнему мужчине, рост которого составлял 1,65 метра, а вес — около 50 килограммов. Предположительно, Этци был убит стрелой, которая попала ему в плечо и вызвала сильное кровотечение. Сразу после смерти тело мужчины покрыл лед, благодаря чему оно хорошо сохранилось. Также хорошо сохранились принадлежавшие мужчине при жизни одежда, обувь и инструменты.

Среди снаряжения «ледяного человека» был топор, изготовленный из меди с незначительными примесями. Изотопный анализ примесей свинца в изделии показал, что его изготовили в Южной Тоскане — примерно в 500 километрах от места, где был обнаружен Этци. В 2008 году исследователи нашли еще один топор из тосканской меди, однако на этот раз уже в швейцарском кантоне Цуг.

Теперь археологи изучили артефакт, найденный в 2008 году во время раскопок неподалеку от Цугского озера. Как и лезвие топора Этци, оно имеет трапециевидную форму, однако его длина несколько меньше — всего 6,5 сантиметров. Рукоятка орудия не сохранилась, однако его металлическая часть почти не была повреждена.

Топор на 99,7 процентов состоит из меди и содержит лишь незначительные примеси серебра, мышьяка и висмута. Изотопный анализ свинца, также входившего в состав лезвия, показал, что этот топор был изготовлен из меди, добытой в горах Коллине-Металлифере (Рудоносные холмы). Отсутствие заметных царапин указывает на то, что его, возможно, так никогда и не использовали в бою. Вероятно его оставили в воде между 3100 и 3250 годом до нашей эры во время ритуального жертвоприношения.

Изначально Альпы считались большим препятствием, мешающим торговле металлом, однако теперь исследователи предполагают, что культурные связи между населением региона могли быть более плотными. «Мы должны учитывать, что люди, которые путешествовали по Альпам, хорошо знали ландшафт и местные условия благодаря тому, что они охотились, пасли скот и изучали природные ресурсы», комментирует один из авторов статьи Гишан Шаерен (Gishan Schaeren). По его мнению, тесные отношения с югом Европы могли бы объяснить некоторые стили скального искусства, керамики, обычаи погребения и другие явления, наблюдаемые на севере.

В прошлом году исследователи провели анализ одежды Этци — он помог установить, каких животных использовали люди медного века. Также исследователи реконструировали голос «ледяного человека» и определили, что его последней пищей был кусочек мяса.

Британец нашел две древнеримские спаты