Американский стартап Zunum Aero представил проект перспективного гибридного регионального пассажирского самолета, поставки которого заказчикам планируется начать уже в 2022 году. Как сообщает TechCrunch, компания создаст целое семейство гибридных пассажирских самолетов, но первым станет 12-местный летательный аппарат. По оценке Zunum Aero, новые самолеты будут экономически выгодны на тех региональных маршрутах, где регулярное использование традиционных летательных аппаратов нецелесообразно.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой гибридных самолетов. В таких летательных аппаратах будут устанавливаться газотурбинные силовые установки, приводящие электрогенераторы. От последних будут питаться уже электрические двигатели. Разработчики полагают, что новые самолеты будут существенно экономичнее и экологичнее современных летательных аппаратов, в частности, за счет более дешевого обслуживания и меньшего потребления топлива.
Согласно проекту Zunum Aero, ее первый региональный гибридный самолет сможет выполнять полеты на скорости до 550 километров в час, а дальность его полета составит 1,1 тысячи километров. Позднее дальность полета самолета планируется довести до 1,6 тысячи километров. Для взлета летательному аппарату потребуется полоса длиной не более 670 метров. Предполагается, что новый самолет будет на 80 процентов экологичнее обычных региональных самолетов сопоставимой вместимости.
Ожидается также, что региональный гибридный самолет будет существенно тише обычных, что позволит использовать его с меньшими ограничениями в аэропортах недалеко от населенных пунктов. Стоимость одного часа полета нового самолета составит около 260 долларов. Для сравнения, стоимость одного часа полета обычного турбовинтового регионального самолета аналогичной вместимости может достигать 600-700 долларов.
В Zunum Aero также полагают, что благодаря использованию ее региональных самолетов, время в пути «от порога до порога» по многим маршрутам существенно сократится. Так, если сегодня в США дорога «от порога до порога» из Бостона в Вашингтон составляет в среднем 4 часа 50 минут, то благодаря ее самолетам это время удастся сократить до 2 часов 30 минут. При этом расходы на дорогу уменьшатся до примерно 140 долларов с нынешних почти 210 долларов.
За счет чего удастся сократить время на дорогу, в стартапе не уточняют. Вероятно имеется в виду возможность уменьшения времени, проводимого пассажирами в аэропорту, а также сокращение простоя самолетов между рейсами. Как бы то ни было, сегодня продолжительность прямого перелета из Бостона в Вашингтон обычным самолетом занимает в среднем 1 час 34 минуты. Стоимость билета на такой рейс в зависимости от авиакомпании и класса варьирует от 90 до 300 долларов.
О том, что Zunum Aero занимается разработкой семейства гибридных региональных пассажирских самолетов, стартап объявил весной этого года. Первые летательные аппараты планируется сертифицировать и передать в эксплуатацию в первой половине 2020-х годов. Zunum Aero планирует разработать пассажирские гибридные самолеты, способные в зависимости от конфигурации перевозить от десяти до 50 пассажиров. Проект стартапа финансируется американскими компаниями Boeing и JetBlue Airways.
Первый прототип нового гибридного самолета (весной утверждалось, что первым будет 19-местный летательный аппарат) планируется поднять в воздух уже в 2019 году, а сертификацию завершить в 2020 году. Гибридный самолет вместимостью десять пассажиров получит электродвигатели мощностью один мегаватт, а 50-местный — четыре-пять мегаватт. Разработку гибридных установок для самолетов планируется уподобить разработке программного обеспечения — они будут выпускаться под обозначением версии, а обновления для нее будут выходить каждые полгода.
Василий Сычёв