Проект гибридной авиаустановки уподобят разработке программ

Американский стартап Zunum Aero намерен разрабатывать гибридную установку для своих перспективных региональных пассажирских самолетов почти так же, как сегодня разрабатывается программное обеспечение. Как пишет Aviation Week, гибридная установка будет выпускаться под обозначением версии, а обновления для нее будут выпускаться каждые полгода на протяжении всей программы разработки новых пассажирских самолетов. Сертификация последних запланирована на 2020 год.

Сегодня авиационные силовые установки разрабатываются в виде законченной базовой версии, в которой набор всех узлов и агрегатов жестко определен проектом. Это делается для упрощения как создания непосредственно двигателя, так и его последующей сертификации. После завершения проекта силовой установки для него могут создаваться различные варианты модернизации, которые, впрочем, редко радикально затрагивают основную конструкцию двигателя.

Гибридная установка перспективных самолетов Zunum Aero будет состоять из нескольких элементов: газотурбинного двигателя, генератора, аккумуляторных батарей и электровентиляторов. В полете газотурбинная установка будет приводить генератор, а тот, в свою очередь, будет питать электровентиляторы и заряжать аккумуляторы. Последние будут активно использоваться на взлете и посадке, а также в случае отказа газотурбинной установки.

Во время разработки все составные части гибридной установки будут меняться. Замену оборудования планируется проводить каждые полгода и каждая такая замена будет обозначаться своим номером версии. Каждая из предыдущих версий установки будет поддерживать потенциальные нововведения последующей. Например, в базовой версии гибридной установки уже будет предусмотрена техническая возможность установки более емких аккумуляторов.

Финальной версией гибридной установки станет та, с которой новый региональный пассажирский самолет пройдет сертификацию. Следует отметить, что в своей гибридной установке Zunum Aero предусмотрит возможность использования уже существующих и доступных на рынке газотурбинных двигателей. В компании полагают, что благодаря этому небогатые региональные перевозчики смогут ремонтировать или модернизировать свои гибридные самолеты, покупая для них газотурбинные установки на вторичном рынке.

Другие подробности о новой разработке пока не раскрываются. Zunum Aero, занимающейся эскизным проектированием новых гибридных самолетов с конца 2013 года, уже удалось привлечь финансирование американских авиастроительного концерна Boeing и авиаперевозчика JetBlue Airways. Кроме того, стартап получил грант штата Вашингтон, выделенный в рамках программы поддержки разработки экологически чистых видов транспорта Clean Energy Fund.

О том, что Zunum Aero занялся разработкой семейства гибридных региональных пассажирских самолетов, стартап объявил весной этого года. Первые летательные аппараты планируется сертифицировать и передать в эксплуатацию в первой половине 2020-х годов. По мнению разработчиков, новые самолеты позволят существенно сократить время пассажиров, необходимое на дорогу, снизить стоимость перелетов и значительно снизить стоимость билетов.

Zunum Aero планирует разработать пассажирские гибридные самолеты, способные в зависимости от конфигурации перевозить от десяти до 50 пассажиров. Первым, как ожидается, будет создан 19-местный самолет с дальностью полета около 1,3 тысячи километров. Эта версия может начать выполнять пассажирские перевозки в начале 2020-х годов. Затем разработчики доработают летательный аппарат, увеличив дальность его полета до 1,9 тысячи километров.

В Zunum Aero объявили, что при финансовой поддержке Boeing и JetBlue Airways разработку новых гибридных самолетов можно будет существенно ускорить. Так, прототип нового самолета планируется поднять в воздух уже в 2019 году, а сертификацию гибридного летательного аппарата — завершить в 2020 году. Гибридный самолет вместимостью десять пассажиров получит электродвигатели мощностью один мегаватт, а 50-местный — четыре-пять мегаватт.

В июне текущего года израильский стартап Eviation Aircraft представил проект нового полностью электрического регионального пассажирского самолета Alice, первый испытательный полет которого пока запланирован на четвертый квартал 2018 года. Новый аппарат получит три электромотора с толкающими воздушными винтами и аккумуляторную батарею достаточной емкости для относительно коротких региональных перелетов.

Электрический самолет Alice длиной 12 метров сможет перевозить до девяти пассажиров. Управлять им будут двое пилотов. Предполагается, что аппарат получит удлиненное крыло небольшой стреловидности с размахом 13,5 метра и V-образное хвостовое оперение. Электромоторы с толкающими воздушными винтами будут установлены по одному на законцовках крыла и в хвостовой части. Масса пустого самолета Alice составит 5,3 тонны. Первая версия регионального самолета, которая появится в 2018 году, получит аккумуляторную батарею емкостью 980 киловатт-часов.

Первые версии Alice смогут выполнять полеты на расстояние до 560 километров на скорости до 250 узлов (около 520 километров в час). Аккумуляторная батарея самолета будет состоять из элементов энергетической плотностью 235 ватт-час на килограмм массы. Позднее появится модернизированная версия Alice с аккумуляторной батареей, состоящей из элементов с энергетической плотностью 400 ватт-часов на килограмм массы. Этот самолет сможет летать на расстояние 1,3 тысячи километров на скорости 250 узлов.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Stratolaunch показала гиперзвуковой планер для сброса с самого длиннокрылого самолета