Надувной модуль BEAM «проживет» на МКС еще три года

Аэрокосмическое агентство NASA планирует продлить работу надувного модуля BEAM на МКС до 2020 года. На правительственном сайте Federal Business Opportunities было опубликовано краткое содержание договора, который ведомство планирует заключить с частной компанией Bigelow Aerospace, разработавшей BEAM. Модуль, вероятно, будут использовать как склад.

Расширяемый модуль Bigelow Expandable Activity Module (BEAM) стал первым частным модулем МКС. В апреле прошлого года он был успешно пристыкован к космической станции, а ночью 29 мая (по московскому времени) его развернули до полных размеров — 16 кубических метров. Несмотря на то, что BEAM позиционируется как обитаемый модуль МКС, космонавты в нем не живут. С помощью специальных приборов они дистанционно отслеживают показатели внутри: температуру, давление, уровень радиации. С момента установки модуля работники станции посетили его 13 раз.

С помощью BEAM исследователи планируют оценить перспективы дальнейшего использования надувных конструкций в космосе. В частности, ученых интересует, способен ли модуль защитить космонавтов от радиации и опасных остатков метеоритов, а также может ли он поддерживать стабильные показатели внутри.

Согласно первоначальному плану, модуль планировалось отстыковать от МКС и вывести с орбиты в апреле 2018 года, чтобы он сгорел в атмосфере Земли. Однако теперь NASA планирует продлить срок эксперимента. В кратком изложении договора говорится о базовом контракте на три года, который, вероятно, вступит в силу в конце текущего года — правда, BEAM планируется теперь «переквалифицировать» в склад. Согласно расчетам, опубликованным на сайте агентства, в модуль поместится от 109 до 130 грузовых контейнеров Forward Osmosis Bag. Это позволит освободить на МКС дополнительное место для научных экспериментов. Впрочем, исследователи намерены продолжить собирать данные о структурной целостности модуля, его термической стабильности и устойчивости к космическому мусору и радиации. Компания Bigelow Aerospace, в свою очередь, получит возможность проверить стойкость разработанных ими материалов.

Кроме модуля BEAM, Bigelow Aerospace также разработала надувные необитаемые корабли Genesis I и Genesis II. Первый аппарат был запущен в июле 2006 года на орбиту высотой 500 километров. Второй модуль с датчиками и видеокамерами отправился в космос спустя год. В нем находятся различные предметы, посланные в космос по программе «Fly your stuff». Согласно ей любой человек мог поместить на борт Genesis II небольшую вещь за 295 долларов США.

«Чандраян-3» высадил на Луну ровер