Японские исследователи разработали математическую модель, с помощью которой можно исследовать навигацию у перелетных птиц с учетом ветра. Статья опубликована в Science Advances.
О способности птиц возвращаться к гнезду после отлова и выпуска известно очень давно и люди используют это свойство долгое время (наиболее простой пример — почтовые голуби). До сих пор, однако, непонятно как происходит навигация у животных во время хоминга. С развитием технологии отслеживания такие исследования значительно упростились. Использование Глобальной системы позиционирования (GPS) или спутникового слежения позволяет регистрировать движения многочисленных видов в больших пространственно-временных диапазонах с высоким разрешением. Также во время хоминга можно регистрировать различные другие показатели, например можно вести запись ориентации тела животных или записи активности мозга. Однако, эти методы имеют ограничения, в частности, записи ориентации тела животных по-прежнему являются технически сложными. Данные GPS также являются не совсем точными, поскольку движение летающих или плавающих животных зависит от движения потока (ветра или течения), и направление их движения относительно земли, может отличаться от курса движения к пункту назначения. Ситуацию осложняет еще тот факт, что большинство исследований не учитывают вопрос влияния различных экологических факторов на навигацию у животных.
Для анализа обширных данных от GPS датчиков и данных о погодных условиях необходимо разрабатывать современные подходы к моделированию. Японские исследователи построили новую математическую модель для изучения навигации у перелетных птиц — пестролицого буревестника (Calonectris leucomelas). В этой модели учитывается действие внешних факторов, в частности ветра и она основана на анализе асимметричного распределения вектора траектории GPS вдоль его среднего вектора.
Японские исследователи показали, что пестролицые буревестники могут управлять своим полетом с помощью компенсирования ветряных потоков. Когда птица компенсирует боковые ветры, она должна двигаться в направлении от предпочтительного направления (от направления к пункту назначения). Это может быть легко, когда имеются ориентиры, например, при движении над сушей. Однако, когда птица летит над океаном, для этого требуется искусная способность управлять полетом. Кроме того, буревестники и альбатросы обладают уникальным стилем полета - динамическим парением. Направление, в котором они движутся, непрерывно изменяется в масштабе нескольких секунд, что делает компенсацию ветра более требовательной, чем в случае обычных птиц, направление движения которых остается более постоянным в небольшом временном диапазоне. Таким образом, буревестники, вероятно, правильно оценивают условия ветра, и постоянно контролируют свое направление полета во время динамического парения, что приводит к оптимальной навигации к их цели.
Результаты Гото с коллегами свидетельствуют о высоких когнитивных способностях в решении ориентационных задач над океаном у морских птиц. Известно, что черепахи и молодые птицы некоторых видов используют векторную ориентацию. Для векторной ориентации используется только чувство направления, то есть способность определять направление с использованием магнитного, солнечного или звездного компаса. Однако, для перелетных птиц, которые используют силу ветра, требуется более сложная ориентационная способность. Поскольку в океане очень мало ориентиров, исследователи сделали вывод о том, что у буревестников есть «чувство карты». Их карта может быть основана на магнитной карте, обонятельной карте или волновых узорах.
Исследователи давно интересуются вопросами полетов у птиц. Ранее было установлено, что черные стрижи способны проводить в воздухе около десяти месяцев. А международный коллектив исследователей выяснил, что на форму яйца больше всего влияет приспособленность птицы к полету. У хороших летунов яйца оказались асимметричными, а у плохих — круглыми или эллипсоидными.
Лилия Фахранурова
У плодов снизили выработку гормона созревания
Японские исследователи создали генетически модифицированную дыню, плоды которой медленнее дозревают после сбора и, следовательно, дольше хранятся. Публикация об этом появилась в журнале Frontiers in Genome Editing. Сотрудники Университета Цукубы под руководством Хироси Эдзуры (Hiroshi Ezura) взяли за основу премиальный сорт «Харукэи-3» («Harukei-3», буквально «Весна-3») сетчатой дыни (Cucumis melo var. reticulatus). Ее геном содержит пять гомологов гена фермента оксидазы 1-аминоциклопропанкарбоновой кислоты (ACO), который катализирует последнюю стадию биосинтеза этилена — газообразного гормона созревания плодов. Один из этих гомологов — CmACO1 — экспрессируется преимущественно в собранных фруктах. Авторы работы с помощью системы CRISPR/Cas9 внесли в него точечные мутации, снижающие активность; никаких сторонних генов в геном растения не встраивали. Генная модификация сохранялась в дыне по меньшей мере на протяжении двух поколений. На 14-й день после сбора урожая обычные дыни «Харукэи-3» размягчались и проминались при разрезании пополам. Они имели влажную и кашистую текстуру, но без характерного запаха брожения, что соответствует ранней стадии ферментации. На таком же сроке упругость модифицированных плодов была в 3–10 раз выше, чем у обычных; никаких дефектов, связанных с перезреванием, у них не наблюдалось. Выработка этилена в таких дынях на момент сбора была в десять раз меньше и не возрастала после двух недель хранения (у обычных она увеличивалась более чем вдвое). Их плоды оказались несколько меньше стандартных, а на форму, цвет и вкус генетическая модификация не влияла.