Галлюцинации при болезни Паркинсона связали с нарушением нейронных связей

Возникновение галлюцинаций при болезни Паркинсона связано с нарушением функциональных связей головного мозга. Это выяснили голландские ученые, которые провели исследование фМРТ в состоянии покоя с участием пациентов, страдающих от заболевания. Статья опубликована в журнале Radiology.

Болезнь Паркинсона — это нейродегенеративное заболевание, в основном поражающее людей в преклонном возрасте. Механизмы его возникновения и прогрессирования до сих пор не изучены до конца, однако известно, что причиной возникновения болезни Паркинсона является разрушение нейронов, вырабатывающих дофамин — нейромедиатор, участвующий как в формировании «системы вознаграждения» головного мозга, так и в обеспечении когнитивной деятельности.

Самым распространенным симптомом паркинсонизма является нарушение моторных функций, например гипокинезия (снижение двигательной активности) или тремор конечностей. Деменция и зрительные (реже — слуховые) галлюцинации также относятся к частым симптомам заболевания — от них страдают около 50 процентов пациентов. Считается, однако, что эти симптомы возникают как следствие приема препаратов, направленных на облегчение нарушений моторных функций. Возможная связь между возникновением галлюцинаций и обширными нарушениями головного мозга пациентов до сих пор исследована не была.

Авторы новой работы изучили связь между возникновением галлюцинаций при болезни Паркинсона и функциональной целостностью нейронных связей головного мозга. Для этого они отобрали 55 пациентов, страдающих от заболевания, 15 из которых также испытывали зрительные галлюцинации. В контрольную группу вошли 15 добровольцев без неврологических заболеваний.

Исследование функциональных связей головного мозга было проведено при помощи фМРТ в состоянии покоя (англ. resting-state fMRI) — метода функциональной МРТ, направленного на изучение головного мозга вне выполнения какой-либо деятельности или прямого воздействия экспериментальных стимулов.

Ученые обнаружили нарушения нейронных связей у всех пациентов в сравнении с контрольной группой. Однако мозг пациентов, испытывающих галлюцинации, отличался нарушением функциональных связей между областями, отвечающими как за обработку визуальной информации, так и за некоторые когнитивные функции (такие как внимание и память), — то есть областями лобных и височных долей головного мозга.

По мнению авторов работы, полученные в ходе исследования данные помогут исследователям в дальнейшем разрабатывать новые методы лечения и профилактики заболевания и связанных с ним галлюцинаций — возможно, путем инвазивной стимуляции зон мозга с нарушенными нейронными связями.

В настоящий момент ученые разрабатывают и другие способы лечения болезни Паркинсона и ее синдромов. Например, из этой заметки вы можете узнать о том, как ученые нашли способ восстанавливать выработку дофамина путем перепрограммирования нейронов. Также о роли генной терапии в лечении болезни вы можете прочитать здесь, а об успехах в лечении болезни Паркинсона свиными клетками — здесь.

Семь раз проверь