Ученые обнаружили два вида жаб, обитающих в бразильском атлантическом лесу, которые не слышат брачных песен представителей своего вида. Судя по всему, теперь для привлечения брачных партнеров эти животные опираются на визуальные стимулы. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.
Для многих жаб и лягушек акустическая коммуникация играет важную роль, например при поиске партнера для размножения. Поэтому их слух способен воспринимать сигналы от особей своего вида. В число таких амфибий входят два вида из семейства седлоносных жаб (Brachycephalidae) — Brachycephalus ephippium и Brachycephalus pitanga. Эти маленькие, ярко окрашенные жабы обитают в лесах юго-восточной Бразилии. Они ядовиты; их кожные железы выделяют тетродоксин.
Авторы новой работы решили выяснить, как эти жабы реагируют на брачные «песни» своего вида. С этой целью ученые проигрывали самкам записи звуков, издаваемых самцами. Оказалось, что животные никак не реагировали на брачные сигналы и даже не поворачивались на источник звука. Исследовав строение внутреннего уха B.ephippium и B.pitanga, биологи выяснили, что у этих жаб оно недоразвито и поэтому амфибии не слышат высокочастотные звуки, из которых состоит брачная песня. Тем не менее, жабы продолжают использовать акустическую коммуникацию, хотя звуки не слышат не только самки, но и сами поющие самцы.
Самцы лягушек используют «песни» для того, чтобы позвать самку и показать ей, что они готовы спариваться. Но эти звуки могут также приманивать хищников, а само пение затратно по времени и используемой энергии. Авторы работы считают, что для исследованных седлоносных жаб риск быть съеденными, пока они будут звать самку, маловероятен, потому что они ядовиты. С другой стороны, акустическую коммуникацию может заменить визуальная, когда во время песни самца самка видит, как движется его вокальный мешок, — это может служить сигналом для спаривания.
Оба вида ведут дневной образ жизни, и, судя по имеющимся наблюдениям, используют визуальные сигналы в момент опасности — они размахивают лапками и широко разевают рот. «Песни» у них довольно тихие, поэтому авторы предполагают, что амфибии могли недавно потерять способность слышать и со временем звуковое исполнение «песен» может исчезнуть совсем.
Подобное наблюдение — первый пример того, как животные продолжают поддерживать акустическую коммуникацию после того, как она перестала у них работать. Авторы отмечают, что дальнейшие исследования этого явления будут способствовать нашему пониманию того, как эволюционировала система коммуникации у животных.
Ядовитые земноводные уже давно приковывают внимание ученых. Например, не так давно они обнаружили, что устойчивость лягушек ужасных древолазов к собственному яду определяется единственной аминокислотной заменой.
Вырастите щенка, котенка или человека своими руками
В XIX веке считалось, что внутриутробное развитие живого организма (кошки, собаки, человека) повторяет эволюционный путь вида: все мы когда-то давно были рыбами, поэтому и в животе у матери обрастаем жабрами, которые потом исчезают. Так называемый «биогенетический закон» был опровергнут в XX веке, однако это не мешает нам восхищаться тем, какие удивительные преобразования происходят с эмбрионом по мере его развития. Предлагаем вам проследить процесс онтогенеза — индивидуального развития организма — от зародыша до новорожденной особи. И еще раз удивиться тому, как же мы все похожи.