Уменьшение мозжечка гигантских зауроподоморф связали с их переходом на вегетарианскую диету

Немецкие и бразильские палеонтологи показали, что у одного из ранних зауроподоморф, динозавра Saturnalia tupiniquim размер мозжечка был больше, чем у его более поздних родственников — гигантских зауропод. Исследователи считают, что уменьшение размеров мозжечка у них было связано с их переходом на вегетарианскую диету. В отличие от S. Tupiniquim, который, по всей видимости, был хищником, зауроподам не надо было фокусироваться на добыче и атаковать ее. Поэтому структуры мозга, отвечающие за контроль необходимых для этого движений, уменьшились. Исследование опубликовано в Scientific Reports, кратко о нем рассказывается в пресс-релизе Мюнхенского университета Людвига Максимилиана.

— подотряд ящеротазовых динозавров, представители которого жили примерно 230-65 миллионов лет назад. У них была маленькая голова, шея, которая могла быть длиннее туловища, и уравновешивающий ее длинный хвост. Многие из них достигали огромных размеров: по оценкам палеонтологов, длина крупнейших зауропод была 30-40 метров, а вес — 60-100 тонн.

До недавнего времени считалось, что все зауроподоморфы были травоядными. Но как показали исследования морфологии зубов одного из древнейших представителей подотряда — Saturnalia tupiniquim — вероятно, он был хищником или всеядным. Этот динозавр был мало похож на своих гигантских родственников: вероятно, он был около полутора метров в длину и весом около десяти килограммов, а длина его шеи составляла примерно половину длины туловища. В отличие от поздних зауроподоморф, он мог передвигаться и на четырех, и на двух ногах. S. tupiniquim обитал около 230 миллионов лет назад на территории современной Бразилии, где и были найдены окаменелости трех особей этого вида.

В новой работе палеонтологи исследовали фрагменты черепа, которые сохранились в остатках одного из S. tupiniquim. Они сделали компьютерную томографию окаменелостей и по рельефу на внутренней стороне черепа создали 3D-модель мягких тканей динозавра — внутреннего уха и мозжечка. В том числе ученые смогли реконструировать флоккулонодулярную долю (ФНД) и парафлоккулярный отдел (ПФО) мозжечка. Кроме прочего, эти отделы связаны с контролем движений головы и шеи, а также с контролем фиксации взгляда на объекте при движении головы. Палеонтологи полагают, что хорошо развитые ФНД и ПФО, возможно, свидетельствовали о том, что динозавр был активным хищником, которому нужно было следить за движущейся добычей, и, при необходимости, быстро атаковать.

Оказалось, что ФНД и ПФО у S.tupiniquim были больше, чем у зауроподоморф, живших позднее. О том, что эти отделы мозжечка у поздних гигантов-зауроподоморф были относительно небольшими, было известно и ранее. Исследователи связывали это с тем, что динозавры стали передвигаться на четырех ногах, а не на двух. При ходьбе на четырех ногах проще удерживать равновесие, поэтому отделы мозжечка уменьшились «за ненадобностью». Однако, у одного из ранних зауроподоморф — платеозавра — который жил 220-200 миллионов лет назад и еще передвигался на двух ногах, но уже перешел на вегетарианскую диету, размеры ФНД и ПФО были уже значительно меньше, чем у S.tupiniquim. По мнению авторов исследования, вегетарианство и стало причиной их уменьшения. Динозаврам больше не нужно было охотиться, соответственно более точный контроль движений шеи, головы и глаз оказался не нужен.

Для того, чтобы исследовать мозговые ткани динозавров, палеонтологам, чаще всего, приходится создавать реконструкцию на основе сохранившихся окаменелостей черепа. Но недавно исследователи впервые нашли окаменевший мозг сухопутного динозавра.

Новые древние: отмененный улугбекзавр, ныряющий натовенатор, малыш патагопельта