Швейцарцы испытали диспетчерскую систему для дронов

Швейцарская компания Skyguide, занимающаяся аэронавигационным обслуживанием, провела успешные испытания прототипа перспективной диспетчерской системы для дронов, которая должна будет руководить полетами автономных беспилотников. Как пишет Aviation Week, во время испытаний проверялась возможность автоматической регистрации, идентификации и геозонирования.

Из-за постоянного снижения цен на потребительские дроны, таких аппаратов становится все больше и больше. Специалисты полагают, что в ближайшем будущем беспилотников станет достаточно много, чтобы они начали представлять опасность для пилотируемых летательных аппаратов, а также для других дронов.

Разрабатываемая швейцарцами диспетчерская система для дронов, получившая название U-Space, должна будет сделать полеты беспилотников безопасными. При этом она позволит реализовать полностью автономные полеты дронов, которые сегодня с серьезными ограничениями могут летать только под полным управлением оператора.

Система разрабатывается при финансировании Евросоюза и при содействии Евроконтроля, отвечающего за безопасность воздушного движения в Европе. Как ожидается, новая система будет постепенно введена в действие в некоторых странах Европы, включая Швейцарию, начиная с 2019 года.

Помимо Skyguide в проекте принимают участие американский стартап AirMap, занимающийся созданием технологий диспетчеризации для дронов, коммуникационный провайдер SitaOnAir, производитель дронов SenseFly и компания PX4, занимающаяся разработкой системы автопилота с открытыми исходным кодом программного обеспечения и архитектурой.

Испытания прототипа диспетчерской системы проводились в Женеве. В них участвовали два дрона — SenseFly Albris и Intel Aero. В общей сложности эти аппараты выполнили три полета в общем воздушном пространстве.

Во время испытаний дроны автоматически перед полетом и во время него передавали данные о своем положении в пространстве, регистрации и запланированном маршруте. Диспетчерская система U-Sense собирала эту информацию, передавала дронам сведения о зонах, закрытых для полетов, а также указания по выбору наилучшего маршрута полета.

Расчет маршрута производился таким образом, чтобы дроны не столкнулись друг с другом в воздухе и не мешали полетам. Во время полета диспетчерская система в режиме реального времени отслеживала перемещение беспилотников в пространстве.

В начале июня текущего года подразделение Project Wing американского холдинга Alphabet совместно с NASA и Федеральным управлением гражданской авиации США испытало собственную диспетчерскую систему для дронов. Проверки, во время которых полеты в едином воздушном пространстве осуществляли шесть беспилотников, признали успешными.

Диспетчерская система Alphabet предусматривает получение данных о пространственном положении дронов и расчет оптимальных для них траекторий полета в режиме реального времени. Это позволит множеству аппаратов выполнять полеты в едином воздушном пространстве, не сталкиваясь друг с другом, зданиями и ландшафтом и не попадая в зоны с неподходящими летными условиями.

Испытания диспетчерской системы проводились в Калифорнии. В них использовались три беспилотника, разработанных подразделением Project Wing, два дрона Intel Aero и один DJI Inspire. Дроны Intel управлялись сотрудниками компании дистанционно через сеть связи LTE. Оператор DJI Inspire присутствовал на полигоне, как и операторы Project Wing.

Согласно сценарию дроны Aero и Inspire были задействованы в поисково-спасательной операции, а аппараты Project Wing выполняли доставку посылок. Во время испытаний диспетчерская система автоматически распределяла приоритет для дронов и в режиме реального времени рассчитывала новые траектории полета для беспилотников, чтобы они не столкнулись друг с другом.

Новая диспетчерская система работает на базе трех сервисов компании Google («дочка» холдинга Alphabet): Maps, Earth и Street View. В перспективе для повышения производительности диспетчерской системы планируется использовать облачные вычисления. Каким образом производилось взаимодействие диспетчерской системы с операторами дронов и самими аппаратами, не уточняется.

Василий Сычёв