«Ленивые» муравьи оказались незаменимой рабочей силой

«Ленивые» муравьи, не участвующие в ежедневной активности своей колонии, необходимы в качестве дополнительной рабочей силы. К такому выводу пришли ученые из США и Великобритании, которые изучали поведение колоний насекомых, из которых убирали самых активных и самых неактивных работников. Ученые выяснили, что в случае необходимости неактивные муравьи принимаются за работу, однако запас дополнительной рабочей силы не пополняется. Работа опубликована в журнале PLOS One.

Социальные колонии насекомых, как правило, очень деятельны и организованы. Однако, колонии многих представителей насекомых также имеют среди своих «работников» тех, кто ничем не занимается: такое поведение обнаружено среди представителей медоносных пчел, термитов, а также муравьев. Ученые предполагают, что такие «ленивые» рабочие насекомые служат в качестве дополнительной рабочей силы: когда какая-то рабочая особь умирает, ранее не работавшая особь может ее заменить. Такая теория, однако, до сих пор не была доказана систематически.

Авторы новой работы проследили за поведением 20 колоний муравьев вида Temnothorax rugatulus. Муравьев поселили в искусственные муравейники, где они в течение двух дней адаптировались, а затем начали свою привычную работу по строительству и добыче важных для жизни материалов. Ученые смогли выявить тех особей в колонии, которые были наиболее активны, и тех, которые были неактивны, и пометили их индивидуальными цветовыми комбинациями.

Через несколько дней ученые убрали 20 процентов активных муравьев в пяти колониях, 20 процентов самых неактивных муравьев в девяти колониях и 20 процентов случайных муравьев в оставшихся девяти. Затем исследователи проследили за деятельностью насекомых сразу после удаления работников разных групп, через неделю и через две недели.

Ученые выяснили, что в тех колониях, из которых были убраны самые активные участники работ, общая доля времени, проведенного за работой, не менялась: активные работники были заменены теми, кто ранее не работал — теми самыми «ленивыми» муравьями. В тех колониях, из которых были удалены неактивные работники, активность повышалась через неделю после удаления, но возвращалась в изначальную норму через две недели. Значительных изменений не наблюдалось в тех колониях, из которых убрали случайных работников.

На основании наблюдений ученые сделали вывод, что муравьи действительно используют неактивных работников в качестве дополнительной рабочей силы, которая эффективно заменяет пропавших рабочих. Интересно, что уровень неактивных работников не повышается после удаления из этой группы особей: ученые предполагают, что это связано с тем, что муравьи сосредоточены на эффективном распределении рабочей силы, и использовании всех ресурсов, когда они нужны.

Муравьи — одни из самых эффективных работников среди насекомых, поэтому их активность часто изучается. Так, в нашей заметке вы можете узнать о том, как муравьи строят башни из самих себя, а здесь — о том, как потерявшимся муравьям удалось выжить в ядерном бункере без еды и королевы.

Экстракт китайского цветка снизил накопление жира в адипоцитах