Пожилые люди определяют агрессивность незнакомых людей так же точно, как это делают молодые люди. К такому выводу пришли британские ученые, которые провели эксперимент, направленный на определение точности, с которой представители разных возрастных групп определяют потенциально опасного незнакомца по походке. Работа будет опубликована в августовском номере журнала European Journal of Psychology, а с аннотацией можно ознакомиться на сайте Портсмутского университета.
Способность быстро и точно выявить агрессора среди незнакомцев полезна не только для представителей определенных профессий (например, полицейских), но и для обычных людей, живущих, например, в неблагоприятных районах города. Поэтому ученые активно изучают различные аспекты, влияющие на способность людей определять потенциальную угрозу. Однако, количество работ, которые сосредоточены на изучении изменения способности обнаружения опасности со стороны незнакомых людей с возрастом, очень мало. Такие исследования представляют большую значимость, так как нарушение когнитивных функций, связанное с преклонным возрастом, может повлиять на бдительность пожилых людей при выявлении угрозы со стороны незнакомцев.
Авторы новой работы провели исследование, в ходе которого проверили, насколько точно пожилые люди могут выявить агрессивного незнакомца по его походке. Эта группа исследователей ранее уже выявила, что молодые люди способны с большой точностью определять среди незнакомцев агрессора, основываясь на анализе его поведения, а также изучили, как такая способность формируется в раннем возрасте. В своих исследованиях они просили участников просмотреть видео, изображающие различных людей, которые ходят по беговой дорожке, и оценить, насколько устрашающе они выглядят. Люди, которые появлялись на видео, также заполнили опросник уровня агрессивности Басса-Перри. Анализ двух параметров (субъективного и объективного уровня агрессивности) таким образом показывает, насколько точно человек определяет агрессивность незнакомца. В новой работе исследователи применили этот метод для анализа восприятия агрессивности людьми в пожилом возрасте.
В исследовании приняли участие добровольцы двух возрастных групп: 39 пожилых (средний возраст – 71 год) и 87 молодых (средний возраст – 20 лет). Каждого участника просили оценить агрессивность девяти человек, изображенных на видео. Агрессивность человека на видео просили определить по трем шкалам Лайкерта с девятью пунктами на каждой:
Насколько не устрашающим/устрашающим выглядит человек?
Насколько дружелюбным/недружелюбным выглядит человек?
Насколько мужественным/женственным выглядит человек?
Результаты показали, что пожилые люди определяли агрессивного человека по походке с точностью 82 процента, в то время как точность определения агрессора молодыми людьми равнялась 85 процентам. Авторы отмечают, что такой результат указывает на то, что способность к восприятию агрессии и определению потенциальной угрозы с возрастом практически не меняется.
Стоит отметить, что у этого исследования есть несколько ограничений. Например, авторы никак не затрагивают тему связи между субъективным уровнем восприятия агрессии и этнической и гендерной принадлежностью как участников эксперимента, так и людей на видео.
Исследования способности точно определять намерения человека по его поведению часто изучается на представителях разных возрастных групп. В нашей заметке вы можете узнать о том, что маленькие дети способны точно определять тех, кто перед ними в долгу.
Елизавета Ивтушок
Статистику собирали в Китае
Цзиньци Ван (Jinqi Wang) из Столичного медицинского университета в Пекине с коллегами из Австралии, Китая и США провел лонгитюдное когортное исследование и обнаружил, что одиночество в детском возрасте связано с ускоренным снижением когнитивных функций и деменцией в дальнейшей жизни. В работе использовали данные почти 13,6 тысячи человек (средний возраст 58,34 года; 52,8 процента — женщины) из национально репрезентативной когорты CHARLS. Детское одиночество определяли как субъективное частое ощущение одиночества и отсутствия близких друзей в возрасте до 17 лет, когнитивные функции измеряли по показателям эпизодической памяти и исполнительных функций, деменцию выявляли по когнитивным и функциональным нарушениям или диагнозу врача. Анализ проводили с помощью линейных моделей со смешанными эффектами и коксовских моделей пропорциональных рисков. Статья опубликована в журнале JAMA Network Open.