Американский стартап HopFlyt приступил к разработке электрического аэротакси, которое будет выполнено по схеме продольного биплана. Как пишет Aviation Week, новый летательный аппарат получит арочные переднее и заднее крылья, между арками которых будут установлены электромоторы для привода воздушных винтов на подвесе в арках. Аэротакси сможет взлетать и садиться вертикально.
Арочное крыло, иначе еще иногда называемое полукольцевым, представляет собой крыло самолета, плоскость которого изогнута полукольцом. Внутри этого полукольца располагается двигатель с воздушным винтом. Первым такую конструкцию крыла предложил американский конструктор Уиллард Кастер. В 1930-1950-х годах он представил несколько экспериментальных самолетов с арочным крылом.
Считается, что арочное крыло способно создавать дополнительную подъемную силу, за счет ускорения воздушного потока над крылом вращающимися винтами. При таком ускорении возникает разница давлений над крылом и под ним, что и приводит к появлению подъемной силы. Кастер утверждал, что благодаря этой особенности самолет с арочным крылом может взлетать практически вертикально.
Арочное крыло популярности у конструкторов не получило. Всего было произведено пять экспериментальных самолетов с таким крылом: CCW-1, CCW-2 и CCW-5 собрал Кастер, RFV-1 — немецкий конструктор Ханно Фишер и «Изделие 181» — советский конструктор Олег Антонов.
По оценке стартапа HopFlyt, арочное крыло позволит сделать аэротакси относительно тихим. Кроме того, крыло такой конструкции позволит тратить меньше энергии в полете как раз за счет создания им дополнительной подъемной силы. В настоящее время стартап занимается производством углепластиковых элементов будущего демонстратора технологий аэротакси с арочным крылом.
Проект предполагает создание двухместного электрического аэротакси с посадкой пилота и пассажира бок о бок. Переднее и заднее крылья аппарата будут поворачиваться на 68 градусов, позволяя аэротакси взлетать и садиться вертикально. В каждой арке крыла будут установлены соосные воздушные винты, вращающиеся в противоположные стороны. Каждая группа винтов будет приводиться своим электромотором.
Предполагается, что управление по крену и тангажу будет реализовано с помощью закрылков: изменение угла установки задних позволит менять высоту, а передних — угол крена. Управление по рысканию будет реализовано с помощью самих воздушных винтов — увеличение частоты вращения винтов справа позволит повернуть налево и наоборот.
Другие подробности о перспективном аэротакси пока неизвестны. Неизвестно также, когда именно планируется начать летные испытания демонстратора технологий аэротакси.
Ранее свою концепцию аэротакси представило Агентство аэрокосмических исследований Японии. Оно занимается разработкой двухместного летательного аппарата для пассажирских перевозок между городами в гористой местности. Новый летательный аппарат будет способен на вертикальные взлет и посадку и быстрый горизонтальный полет. Внешне машина напоминает истребитель или штурмовик.
Проект получил название Type 28. В рамках программы разработки конструкторы уже создали беспилотный летательный аппарат для отработки некоторых технических решений. Первые летные испытания аппарата в помещении уже состоялись и были признаны успешными. Беспилотник выполнен по двухбалочной схеме, причем в хвостовой части между балками и фюзеляжем расположены четыре вертикальных вентилятора.
Аппарат также оснащен крылом, на концах которого расположены поворотные вентиляторы. На взлете или при посадке они будут устанавливаться вертикально, а при горизонтальном полете — будут поворачиваться на 90 градусов, создавая движущую силу. Хвостовые балки аппарата имеют П-образное хвостовое оперение. Беспилотник оснащен трехстоечным шасси.
Василий Сычёв
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas. Большинство из существующих сегодня проектов полностью электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой предназначены для использоваться в сервисах аэротакси. Однако, есть среди них и проекты летательных аппаратов для личного использования. От аэротакси они обычно отличаются более компактными размерами и меньшей пассажировместимостью. В качестве примера можно привести двухместный электролет Air One от израильского стартапа Air. Он предназначен для полетов на расстояние до 177 километров с максимальной скоростью до 250 километров в час. Другой летательный аппарат под названием Axe от компании SkyFly также предназначен для перевозки двух человек включая пилота. Проект электролета Doroni H1, уже несколько лет разрабатываемый стартапом Doroni Aerospace, также относится к типу летательных аппаратов, предназначенных для персонального использования. Он выполнен в виде квадрокоптера с четырьмя парами четырехлопастных соосных винтов, которые должны будут находиться внутри защитных кожухов, плавно переходящих в переднее и заднее крыло. Оба крыла имеют сравнимые размеры и устанавливаются под достаточно большим углом. Это позволяет использовать их подъемную силу в горизонтальном полете, во время которого H1, как и любой квадрокоптер, наклоняется вперед. Для создания дополнительной тяги в горизонтальном полете в задней части H1 будут устанавливаться два толкающих винта меньшего диаметра. Кабина персонального летательного аппарата имеет каплевидную форму и предназначена для двух человек, включая пилота. Предполагается, что Doroni H1 сможет пролетать на одном заряде аккумулятора до 100 километров со средней скоростью 160 километров в час. Максимальная же скорость составит 225 километров в час. Вес пустого электролета составляет 750 килограмм. Он может перевозить до 227 килограммов. Впервые H1 оторвался от земли и выполнил полет на высоте несколько метров в режиме висения без людей на борту в феврале 2023 года. С тех пор Doroni Aerospace осуществила уже несколько десятков тестовых полетов. В новом видео компания продемонстрировала полет H1, который впервые происходил под управлением находящегося на его борту пилота. Полет происходил в режиме висения на небольшой высоте внутри ангара компании, а за ручкой управления находился основатель и генеральный директор компании Дорон Мердингер (Doron Merdinger). Видно, что на текущей стадии разработки летательный аппарат не имеет крыльев и защитных обтекателей вокруг воздушных винтов. Из элементов корпуса на раме установлена только каплевидная кабина без дверей и остекления, в которой находится пилот. При этом на месте пассажира судя по всему расположилась аккумуляторная батарея. В 2024 году согласно текущим планам в Doroni Aerospace надеются сертифицировать H1 как легкий спортивный летательный аппарат. Поставки заказчикам запланированы на 2025 год. Для управления электролетом его будущему владельцу потребуется около 20 часов тренировок. https://www.youtube.com/watch?v=WfaEOrBwpHs Ранее мы рассказывали о другом проекте летательного аппарата с возможностью вертикального взлета и посадки под названием A5, разрабатываемого компанией ASKA. В отличие от проекта Doroni он представляет собой полноценный летающий автомобиль. У него есть автомобильные колеса, на которых он может передвигаться по дорогам общего пользования и раскладывающиеся для полета крылья, на которых расположены шесть электромоторов с винтами.