Французская компания Thales намерена в 2025 году начать серийное производство новых систем для диспетчерских пунктов аэропортов, которые позволят диспетчерам управлять воздушным движением с помощью глаз и жестов. Как пишет Aviation Week, новый диспетчерский пункт призван решить проблему автоматизации ввода данных, чтобы высвободить диспетчеров на решение гораздо более важных задач.
Авиадиспетчеры отвечают за безопасность и упорядоченность движения летательных аппаратов, а также за расчет и выбор для них наиболее экономичных маршрутов. Такие специалисты сопровождают взлет и посадку самолетов, безопасное расхождение воздушных судов в воздухе при большой плотности трафика, а также руление летательных аппаратов по аэродромной зоне.
Сегодня работа авиадиспетчера почти на половину состоит из ввода и обработки данных о сопровождаемых рейсах в диспетчерские системы. В случае, если нагрузка на аэропорт значительно возрастает диспетчеры могут не всегда успевать обрабатывать все данные рейсов, из-за может увеличиваться время ожидания взлета или посадки.
Новая разработка компании Thales получила название Shape. В состав этой рабочей станции диспетчера входит большой плоский сенсорный экран, который используется в качестве плоскости стола. Кроме того, в Shape включен и второй дисплей на который выводится вся необходимая информация о сопровождаемых рейсах.
Все взаимодействие с необходимыми данными с помощью рабочей станции Shape планируется свести к жестам: с их помощью диспетчер сможет вызывать нужные меню, вносить необходимую информацию, перемещать данные о сопровождаемых рейсах на информационный дисплей и убирать их с него.
Система Shape с помощью камер сможет отслеживать и движения глаз диспетчера. С помощью этой функции диспетчер сможет выбирать необходимый рейс на информационном дисплее и с помощью сенсорной панели вносить необходимые изменения. Система слежения глаз будет калиброваться под каждого конкретного диспетчера.
Наконец, в Shape будут использоваться микрофоны и система распознавания голосовых команд. С их помощью можно будет продиктовать системе необходимые данные по тому или иному рейсу, а она уже сама внесет их в необходимые разделы. Голосовое распознавание также необходимо будет калибровать под каждого сотрудника.
Расположение элементов на сенсорной панели и информационном дисплее каждый диспетчер сможет настраивать так, как удобно ему. Все эти настройки, а также пароли доступа и данные калибровки систем отслеживания направления взгляда и распознавания голоса, будут сохраняться на специальный жетон. Такие жетоны будут у всех диспетчеров.
Начиная свою смену диспетчер должен будет поместить жетон в специальный считыватель, после чего система применит все индивидуальные для этого сотрудника настройки. Станцию Shape планируется сделать отчасти автоматизированной. Она не сможет управлять воздушным движением, но она сможет привлекать внимание диспетчеров к ситуациям, требующим срочного разрешения.
Другие подробности о станции Shape пока не раскрываются. Работы над этим проектом начались в 2014 году и сейчас пока находятся на ранней стадии реализации. Изначально Thales планировала использовать очки виртуальной реальности и перчатки для взаимодействия с объектами в ней, но затем от этой идеи было решено отказаться.
В середине мая текущего года стало известно, что маршруты пассажирских самолетов, выполняющих полеты над северной частью Атлантического океана, в будущем станут прямее, благодаря чему на перелеты из США в Европу и обратно будет уходить меньше времени.
Это станет возможным благодаря использованию систем автоматического зависимого наблюдения-вещания (ADS-B), которые должны быть установлены на все самолеты, выполняющие полеты в США, с 1 января 2020 года. Такие системы передают данные о параметрах полета самолета, позволяя постоянно отслеживать его.
Сегодня диспетчерское наблюдение с помощью радиолокационных станций не распространяется на все воздушное пространство над Атлантическим океаном. В тех местах, где наблюдения и ведения нет, самолеты переходят в свободный полет и, в соответствии с правилами, придерживаются строгих координат заранее заданных маршрутов над океаном.
Эти маршруты предусматривают разведение самолетов по высотам и расстояниям с большим запасом, чтобы гарантированно избежать возможных столкновений в воздухе. Строгое следование координатам маршрутов во время свободного полета над Атлантикой приводит к появлению «мертвых» зон — участков пространства, где самолеты практически никогда не летают.
Благодаря ADS-B станет возможным постоянное наблюдение за пассажирскими самолетами практически в режиме реального времени на всем протяжении трансатлантического перелета. Это сделает возможным и постоянное диспетчерское сопровождение рейсов. Соответственно самолеты смогут выполнять полеты по более оптимальным и коротким маршрутам, чем они вынуждены летать сегодня.
Василий Сычёв