Смайлики в деловой переписке назвали признаком некомпетентности

При первой встрече впечатление от нового знакомого может зависеть от того, улыбается он или нет. При знакомстве с новыми коллегами улыбающийся сотрудник может восприниматься, как более дружелюбный, авторитетный и знающий, чем более хмурый человек. Израильские и нидерландские ученые показали, что при виртуальном общении ситуация меняется. Если в деловой переписке присутствуют смайлики, они рассматриваются как признак некомпетентности и практически не улучшают первого впечатления о человеке. Исследование опубликовано в Social Psychological and Personality Science.

Исследования показали (1, 2, 3), что при знакомстве улыбающийся человек воспринимается, как более привлекательный, искренний, сердечный и компетентный, чем более серьезный. Сейчас и деловые и личные коммуникации все больше переходят в интернет и людям приходится составлять первое впечатление о собеседнике по электронным письмам. И все чаще в деловой переписке используются смайлики. В одном из исследований ученые проанализировали 1600 деловых писем из разных компаний, и выяснили, что смайлики использовались в 18 процентах из них.

Авторы нового исследования решили выяснить, является ли смайлик «заменой» улыбки в деловой переписке. Они проверяли:

  • воспринимают ли адресаты пишущего, как более сердечного и авторитетного человека, если он вставляет в письма смайлики;

  • в каком контексте употребление смайликов считается уместным, и как неподходящее употребление эмодзи влияет на формирование первого впечатления.

Исследователи провели онлайн и оффлайн эксперименты. В первом из них участвовало 203 студента и студентки Амстердамского университета. Им предлагали посмотреть фотографии юноши и девушки, улыбающихся или с нейтральным выражением лица, и прочитать один из двух вариантов приветственного письма, которое новый сотрудник компании якобы написал своим коллегам. Текст обоих писем был одинаковым, но в одном из них использовались смайлики, а в другом — нет. Затем участники должны были оценить сердечность и компетентность людей на фотографии, а также человека, написавшего письмо.

В результате, участники эксперимента оценили теплоту и сердечность, а также компетентность улыбающихся на фотографии людей выше, чем людей с нейтральным выражением лица (p < 0,001). В то же время смайлики в письме мало повлияли на оценку «нового сотрудника», как теплого и сердечного человека. При этом участники сочли, что «сотрудник», который использовал в письме смайлики, был менее компетентным, чем тот, кто ограничился текстом.

Затем исследователи проверили уместность употребления смайликов в переписке. Они составили два текста письма нового сотрудника незнакомому ему секретарю компании. Одно формальное, с вопросом, где состоится собрание коллег; другое неформальное — в котором «будущий сотрудник» спрашивает, где будет проходить пятничная тусовка с коллегами. Оба письма были написаны и в текстовом варианте, и в виде текста, приправленного смайликами.

Для нового эксперимента ученые ангажировали 85 человек с платформы Amazon Mechanical Turk. Участникам предлагали прочитать один из вариантов письма и оценить не только сердечность и компетентность написавшего письмо человека, но и уместность смайликов в формальном и неформальном вариантах текста.

Результаты эксперимента оказались похожими на результаты предыдущего. Участники сочли, что смайлики в формальное письмо вставляют более некомпетентные сотрудники (p < 0,001), и что в формальной корреспонденции эмодзи неуместны (p < 0,003). Кроме того, они практически не повлияли на оценку написавшего их человека, как теплого и сердечного. С другой стороны, употребление смайликов в неформальном сообщении мало повлияло на оценку компетентности человека и уместности добавлениея эмодзи. Но в то же время, участники эксперимента посчитали «сотрудника», употреблявшего смайлики в неформальном письме, более сердечным человеком (p < 0,003).

Исследователи отмечают, что, подобно авторам книг по бизнес-этикету, они не советуют задействовать смайлики в формальной переписке. Для того, чтобы понять, как эмодзи влияют не только на первое впечатление, но и на дальнейшие взаимоотношения коллег, нужны дополнительные исследования. «[Мы можем предположить] по крайней мере сейчас, что смайлик может «заменить» улыбку в том случае, если общаются уже знакомые друг с другом люди. При первом взаимодействии лучше избегать смайликов, независимо от пола и возраста адресата», —

соавтор исследования, доктор Элла Гликсон (Ella Glikson) из университета Бен-Гуриона.

Ранее исследователи установили, что женщины считают женщин-руководителей менее компетентными, если в одежде те предпочитают сексуальный стиль.

Екатерина Русакова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Люди распознали жесты шимпанзе и бонобо

Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи