При первой встрече впечатление от нового знакомого может зависеть от того, улыбается он или нет. При знакомстве с новыми коллегами улыбающийся сотрудник может восприниматься, как более дружелюбный, авторитетный и знающий, чем более хмурый человек. Израильские и нидерландские ученые показали, что при виртуальном общении ситуация меняется. Если в деловой переписке присутствуют смайлики, они рассматриваются как признак некомпетентности и практически не улучшают первого впечатления о человеке. Исследование опубликовано в Social Psychological and Personality Science.
Исследования показали (1, 2, 3), что при знакомстве улыбающийся человек воспринимается, как более привлекательный, искренний, сердечный и компетентный, чем более серьезный. Сейчас и деловые и личные коммуникации все больше переходят в интернет и людям приходится составлять первое впечатление о собеседнике по электронным письмам. И все чаще в деловой переписке используются смайлики. В одном из исследований ученые проанализировали 1600 деловых писем из разных компаний, и выяснили, что смайлики использовались в 18 процентах из них.
Авторы нового исследования решили выяснить, является ли смайлик «заменой» улыбки в деловой переписке. Они проверяли:
воспринимают ли адресаты пишущего, как более сердечного и авторитетного человека, если он вставляет в письма смайлики;
в каком контексте употребление смайликов считается уместным, и как неподходящее употребление эмодзи влияет на формирование первого впечатления.
Исследователи провели онлайн и оффлайн эксперименты. В первом из них участвовало 203 студента и студентки Амстердамского университета. Им предлагали посмотреть фотографии юноши и девушки, улыбающихся или с нейтральным выражением лица, и прочитать один из двух вариантов приветственного письма, которое новый сотрудник компании якобы написал своим коллегам. Текст обоих писем был одинаковым, но в одном из них использовались смайлики, а в другом — нет. Затем участники должны были оценить сердечность и компетентность людей на фотографии, а также человека, написавшего письмо.
В результате, участники эксперимента оценили теплоту и сердечность, а также компетентность улыбающихся на фотографии людей выше, чем людей с нейтральным выражением лица (p < 0,001). В то же время смайлики в письме мало повлияли на оценку «нового сотрудника», как теплого и сердечного человека. При этом участники сочли, что «сотрудник», который использовал в письме смайлики, был менее компетентным, чем тот, кто ограничился текстом.
Затем исследователи проверили уместность употребления смайликов в переписке. Они составили два текста письма нового сотрудника незнакомому ему секретарю компании. Одно формальное, с вопросом, где состоится собрание коллег; другое неформальное — в котором «будущий сотрудник» спрашивает, где будет проходить пятничная тусовка с коллегами. Оба письма были написаны и в текстовом варианте, и в виде текста, приправленного смайликами.
Для нового эксперимента ученые ангажировали 85 человек с платформы Amazon Mechanical Turk. Участникам предлагали прочитать один из вариантов письма и оценить не только сердечность и компетентность написавшего письмо человека, но и уместность смайликов в формальном и неформальном вариантах текста.
Результаты эксперимента оказались похожими на результаты предыдущего. Участники сочли, что смайлики в формальное письмо вставляют более некомпетентные сотрудники (p < 0,001), и что в формальной корреспонденции эмодзи неуместны (p < 0,003). Кроме того, они практически не повлияли на оценку написавшего их человека, как теплого и сердечного. С другой стороны, употребление смайликов в неформальном сообщении мало повлияло на оценку компетентности человека и уместности добавлениея эмодзи. Но в то же время, участники эксперимента посчитали «сотрудника», употреблявшего смайлики в неформальном письме, более сердечным человеком (p < 0,003).
Исследователи отмечают, что, подобно авторам книг по бизнес-этикету, они не советуют задействовать смайлики в формальной переписке. Для того, чтобы понять, как эмодзи влияют не только на первое впечатление, но и на дальнейшие взаимоотношения коллег, нужны дополнительные исследования. «[Мы можем предположить] по крайней мере сейчас, что смайлик может «заменить» улыбку в том случае, если общаются уже знакомые друг с другом люди. При первом взаимодействии лучше избегать смайликов, независимо от пола и возраста адресата», —
соавтор исследования, доктор Элла Гликсон (Ella Glikson) из университета Бен-Гуриона.
Ранее исследователи установили, что женщины считают женщин-руководителей менее компетентными, если в одежде те предпочитают сексуальный стиль.
Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи
Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.