Буллинг привел к нарушениям сна у мышей

Стресс, вызванный социальным поражением, влияет на цикл сна и бодрствования мышей. К такому выводу пришли американские ученые, которые изучали поведение мышей в течение десяти дней, когда над ними издевались их крупные сородичи. Эффект сохранился и при наблюдении в течение пяти последующих за экспериментом дней. Статья опубликована в журнале The Journal of Neuroscience.

Одним из симптомов депрессии и тревожного расстройства (а также других психических заболеваний, связанных с настроением) является нарушение сна и циркадных ритмов (биологические колебания, связанные со сменой дня и ночи), таких как температура тела и артериальное давление. Стресс, в свою очередь, играет важную роль в развитии симптомов психических расстройств, нарушая сон как у людей, так и у животных. Психологи и нейробиологи активно исследуют различные причины возникновения стресса для того, чтобы ограничить его влияние на появление психических заболеваний и разработать новые методики их лечения.

Авторы новой работы изучили, как стресс, вызванный социальным поражением, влияет на циклы сна и бодрствования лабораторных мышей. Для этого они помещали исследуемых особей в клетки к более крупным представителям. Большие мыши, почувствовав угрозу, проявляли агрессивное поведение в отношении маленьких мышей, пытаясь защитить свою территорию. Такое взаимодействие продолжалось до тех пор, пока мышь-агрессор не загоняла исследуемую особь в угол. После этого двух особей разделяли прозрачной перегородкой, тем самым поддерживая уровень стресса жертвы. Процедуру повторяли в течение десяти дней, после чего исследователи наблюдали за мышами еще пять дней. Данные о сердечном ритме, сне и температуре тела исследуемых особей были собраны с помощью специального имплантата, внедренного под кожу.

Данные исследования показали, что стресс вызвал у мышей симптомы, напоминающие симптомы клинической депрессии. В частности, мыши на 65 процентов чаще входили и выходили из фазы быстрого сна (фаза сна, характеризующаяся повышенной активностью головного мозга), что указывает на беспокойный сон, а время их бодрствования было 30 процентов меньше, чем у контрольной группы. Эта тенденция сохранилась и в течение пяти дней, когда подопытные мыши были вдали от особи-агрессора.

Находка ученых указывает на важность влияния агрессивного поведения со стороны окружающих на уровень стресса и, как следствие, на сон и возникновение депрессивных симптомов.

О том, как биологи манипулируют мозговой деятельностью мышей с целью снизить их тревожность, вы можете прочитать в нашей заметке.

Пожилые любители игр-головоломок отличились хорошей рабочей памятью