Ученые обнаружили мультизвездную систему из четырех звезд

Группа астрономов из Университета Аликанте обнаружила, что система HD 64315, которая ранее считалась двойной звездой, имеет более сложную структуру. Анализ наблюдательных данных показал, что HD 64315 образована по меньшей мере парой двойных систем массивных звезд. Научная статья будет опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics, ознакомиться с ней можно на сервере ArXiv.org

Система HD 64315 расположена на расстоянии около 16000 световых лет от Земли и является основным источником ионизации газа в туманности Sh2-311, являющейся областью НII в созвездии Кормы. Изначально ученые предполагали, что HD 64315 принадлежит к этой области звездообразования, однако многократные измерения расстояний между данными объектами давали противоречивые результаты. Попытки измерения периода обращения звезд системы также давали сильно различающиеся значения.

С целью устранения существующих противоречий группа исследователей проанализировала 52 спектра высокого разрешения, а также фотометрические данные, собранные в ходе обзора All Sky Automated Survey и космическим аппаратом Hipparcos за последние 10 лет. Исследования показали, что система HD 64315 включает по меньшей мере пару двойных звезд, причем одна из этих пар – затменно-переменные звезды (звезды, плоскости орбит которых наклонены к лучу зрения наблюдателя под малым углом, из-за чего становится возможным наблюдать взаимные покрытия звезд системы).

В HD 64315 две двойные звезды удалены друг от друга на расстояние порядка 500 астрономических единиц. Массы звезд затменно-переменной системы HD 64315 BaBb составляют около 14,6 солнечных масс каждая, а период их обращения вокруг центра масс равен примерно одному дню. В ней обе звезды заполняют свои полости Роша и касаются друг друга своими поверхностями. Звезды второй двойной системы, HD 64315 AaAb, оказались несколько тяжелее – масса каждой из них равна примерно 30 солнечным массам, а период обращения составляет 2,7 дней. Полная масса звезд в системе HD 64315 составляет около 90 солнечных масс. Форма всей системы определяется более горячими и яркими звездами HD 64315 AaAb.

Следует отметить, что открытая система затменно-переменных звезд HD 64315 BaBb является одной из наиболее массивных среди известных систем перекрывающихся звезд. Ученые предполагают, что в будущем звезды этой системы могут слиться, в результате чего HD 64315 станет тройной звездной системой, образованной тремя звездами, примерно равных масс. Астрономы не исключают, что HD 64315 может оказаться родом из звездного скопления или само являться компактным скоплением, однако отмечают, что, по всей видимости, сама система была образована в относительной изоляции, а не «выброшена» из какого-либо близлежащего рассеянного звездного скопления.

Физики ограничили ультралегкую темную материю при помощи атомных часов