Исследователи из Вашингтонского университета пришли к выводу, что стикеры, наклеенные на дорожные знаки специальным образом, могут запутывать автопилот автомобилей, вызывая его неадекватную реакцию вплоть до экстренного торможения. Исследование опубликовано на arXiv, а его краткое изложение приводит Car and Driver.
Основным источником информации для современных систем автопилота, разрабатываемых несколькими компаниями, включая Tesla и Google, является машинное зрение — изображения с радиолокационных станций, камер и лидаров. Автопилот с помощью нейросетей обучен распознавать объекты, попавшие в поле зрение автомобиля, отличая пешеходов, другие автомобили, светофоры и дорожные знаки.
Обучение автопилотов производится с помощью изображений, полученных с камер автомобилей во время пробных поездок, а также фотографий и видеозаписей в сети. Обычно обученные системы автопилота с высокой точностью распознают дорожные знаки, если только они не имеют сильных повреждений или закрашены.
В новом исследовании ученые обнаружили, что автоматическое распознавание дорожных знаков автопилотом можно запутать, если на знак нанести несколько наклеек. Так, во время эксперимента исследователи добавили на знак «STOP» (остановка перед продолжением движения) четыре небольших прямоугольных стикера: два белых и два черных. Автопилот распознал знак как ограничение скорости 45 миль в час.
Затем исследователи использовали разноцветные наклейки из которых сверху и снизу надписи STOP на дорожном знаке, из которых они выложили слова LOVE и HATE (любовь и ненависть). Измененный таким образом знак автопилот также распознал как ограничение скорости 45 миль в час. Наконец, исследователи провели аналогичный эксперимент с другим знаком — правый поворот.
В случае со знаком правого поворота исследователи напечатали аналогичный по размерам знак, стрелка на котором оформлена из серых квадратов разной яркости. Распечатанный знак автопилот тоже распознал как ограничение скорости 45 миль в час. Исследователи утверждают, что изменяя положение стикеров или серых квадратов на знаках, можно заставлять автопилот по-разному распознавать их.
Единственным серийным автомобилем с системой автопилота сегодня является Tesla. Ее система, хотя и может работать в автономном режиме, как утверждают в компании, задействована лишь ограниченно. При включенном автопилоте водитель все равно обязан держать руки на руле и внимательно следить за дорогой. Это сделано специально, чтобы избегать смертельных случаев из-за неверной работы автопилота.
Василий Сычёв
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.