Исследователи из Канады и Сингапура разработали алгоритм, который позволяет двуногим виртуальным роботам обучаться хождению и бегу путем проб и ошибок, подобно тому как тем же навыкам обучаются люди. Ученые считают, что впоследствии этот алгоритм можно использовать и при обучении реальных роботов, а также при создании компьютерной анимации в играх и фильмах. Алгоритм был представлен на конференции по компьютерной графике SIGGRAPH 2017, а его подробное описание доступно на сайте Университета Британской Колумбии.
Раньше для обучения компьютерных программ или роботов каким-либо действиям инженерам приходилось «вручную» прописывать в кодах программ поведение и реакцию на те или иные условия. В последние десятилетия все чаще применяется другой подход — машинное обучение. Оно позволяет обучаемым алгоритмам не только следовать заранее заданным алгоритмам, но и самостоятельно искать наиболее оптимальный, на их взгляд, метод решения задачи.
Канадские инженеры решили применить эту стратегию для создания компьютерных персонажей и роботов, которые эффективно и реалистично ходят на двух ногах. Для этого они использовали глубокое обучение с подкреплением. Этот вид машинного обучения подразумевает, что обучаемый алгоритм при взаимодействии со средой получает ответ — награду или штраф. Представленная исследователями реализация алгоритма состоит из двух основных компонентов — низкоуровневого и высокоуровневого контроллеров-планировщиков. Низкоуровневый компонент отвечает за планирование конкретных шагов, стиль ходьбы, учитывает параметры близлежащего рельефа. Контроллер высокого уровня отвечал за более долгосрочное планирование — к примеру, позволял роботу планировать свой маршрут с учетом препятствий.
Обучение происходит в виртуальной среде с изменяемыми параметрами. Так, робот может находиться на узкой тропе в горах или на льду. Помимо этого, среда менялась динамически. Например, плоские и неподвижные поверхности сменялись подвижной поверхностью наподобие траволатора, также периодически на робота падали кубические блоки разного размера.
За счет машинного обучения робот научился ловко и быстро передвигаться в разных условиях и даже пинать мяч к цели. Исследователи считают, что в будущем алгоритм можно будет адаптировать для множества задач, не только связанных с робототехникой. К примеру, с его помощью можно будет создавать анатомически точные анимации движения людей в играх и фильмах с применением компьютерной графики, чтобы заменить используемые сегодня камеры и датчики захвата движения.
Несмотря на то, что существуют и другие системы обучения алгоритмов в виртуальных пространствах, перенос навыков в реальный мир или между роботами разной конструкции представляет собой серьезную проблему. Недавно специалисты из Массачусетского технологического института заявили, что частично решили эту проблему и создали систему, которая облегчает перенос навыков между роботами разной конструкции.
Григорий Копиев
Максимальный крутящий момент его актуаторов составляет 360 ньютон-метров
Китайская робототехническая компания Unitree Robotics анонсировала разработку человекоподобного робота общего назначения H1. В видео, появившемся на YouTube-канале компании, показан уже достигнутый инженерами прогресс в разработке. В нем прототип робота H1, одетый в чехол в виде черных чулок и футболки ходит по ровной поверхности, удерживая равновесие. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Всего десять лет назад ходячие человекоподобные роботы казались диковинкой, а видеоролики с трюками, которые совершал созданный компанией Boston Dynamics робот Atlas вызывали удивление. За прошедшее с тех пор время к разработке собственных вариантов человекоподобных роботов приступили несколько новых компаний. Свой проект двуногого гуманоидного робота общего назначения под названием Optimus появился даже у производителя электромобилей Tesla — недавно компания показала его обновленную версию. Теперь список компаний пополнился китайской Unitree Robotics, которая знаменита прежде всего производством четвероногих роботов. 15 августа Unitree анонсировала новую разработку — двуногого ходячего человекоподобного робота общего назначения H1. Согласно информации на сайте компании, высота робота составляет 1800 миллиметров, а масса — 47 килограмм. Сейчас максимальная скорость ходьбы H1 составляет 1,5 метра в секунду, но в будущем эта величина может возрасти до пяти метров в секунду. Поправка Изначально в заметке предполагаемая будущая скорость робота была ошибочно указана в километрах в час Моторы в суставах имеют крутящий момент до 360 ньютон-метров. Ноги H1 имеют пять степеней свободы, а руки — четыре. На опубликованных изображениях и в видео на руках отсутствуют манипуляторы. В данный момент они еще находятся в разработке и будут доступны как опция в будущем. Для ориентации в пространстве робот оснащен 3D лидаром с круговым обзором и камерой глубины, которые установлены на рамке, имитирующей голову. Unitree прогнозирует что разработка H1 может занять от трех до десяти лет, а конечная стоимость робота не превысит 90 тысяч долларов. https://www.youtube.com/watch?v=GtPs_ygfaEA Fourier Intelligence недавно тоже представила прототип человекоподобного робота GR-1. Он ниже H1 на 15 сантиметров и тяжелее на 8 килограмм. Компания утверждает, что GR-1 будет способен поднимать вес сопоставимый со своим собственным, благодаря чему сможет использоваться в качестве помощника для пожилых людей и пациентов, которым требуется реабилитация.