Комиссия по ценным бумагам и биржам США может разработать новые правила обращения ценных бумаг, по которым первичное размещение токенов (initial coin offering, ICO) будет приравнено к биржевому первичному размещению акций (initial public offering, IPO) и будет регулироваться по всем правилам биржевых торгов. Пока же комиссия призвала участников рынка, имеющих дела с токенами, добровольно соблюдать действующее биржевое законодательство.
Первичным размещением токенов называют выпуск какой-либо компанией (обычном стартапом) виртуальных ценных бумаг или валюты, которые уже продаются за реальные деньги. ICO является средством первичного привлечения инвестиций в тот или иной проект. Такая форма привлечения средств создана по аналогии с IPO (когда компания впервые размещает акции на торгах на бирже), однако законодательно пока никак не регулируется. При этом покупатели токенов, в отличие от покупателей акций, не имеют какого-либо права собственности.
Продажа токенов как правило проводится в защищенной блокчейном среде, подразумевающей анонимизацию покупателей, что идет вразрез с действующими правилами проведения IPO. По оценке Комиссии по ценным бумагам и биржам США, отсутствие регулирования в сфере ICO грозит всевозможными махинациями и мошенничеством. При этом покупатели токенов законодательно никак не защищены от неисполнения их эмитентом долговых обязательств (токен одновременно по сути является виртуальным аналогом облигации).
Согласно официальному предупреждению и готовящимся комиссией правилам, эмитенты токенов, использующие блокчейн, должны обязательно получать регистрацию у финансового регулятора, а все стороны сделки должны ее регистрировать. В будущем за неисполнение этих требований власти могут применять какие-либо санкции. В комиссии полагают, что это сделает все операции с токенами прозрачными с точки зрения раскрытия информации и обезопасит покупателей.
Поводом для выпуска предупреждения участникам рынка и разработки новых правил стали итоги расследования, проводившегося в отношении венчурного фонда The DAO, созданного в начале и закрывшегося в конце 2016 года. Этот фонд без регистрации продавал токены в обмен на криптовалюту Ether, подавая себя как краудфандинговый проект. В общей сложности фонду удалось привлечь криптовалюты на сумму, эквивалентную 152 миллионам долларов.
Вскоре после ICO фонд, управлявшийся программным обеспечением, взломали хакеры и похитили около трети всех привлеченных The DAO средств. Фонд The DAO числился в списках ряда виртуальных бирж, таких как Poloniex и Kraken, однако в конце 2016 года его убрали из листинга. По итогам рассмотрения дела The DAO, Комиссия по ценным бумагам и биржам США пришла к выводу, что токены, эмитированные фондом, являются ценными бумагами, а значит все операции с ними нужно было регистрировать. Санкций к основателям The DAO применено не будет.
Вероятно, вмешательство американского финансового регулятора в ICO в будущем может нанести удар по привлечению средств стартапами, для некоторых из которых эмиссия токенов является единственным средством получить стартовый капитал для развития деятельности. После инцидента с The DAO популярность ICO резко возросла. Так, благодаря первичному размещению токенов деньги собрал разработчик мессенджера Kik. Посредством ICO средства на разработку браузера Brave собрал и сооснователь Mozilla Брендан Эйк.
Василий Сычёв
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.