Специалисты МАИ представили на аэрокосмическом салоне МАКС-2017 беспилотный автожир, предназначенный для запуска с катапульты. Представители института рассказали N+1, что предварительная раскрутка несущего винта происходит в момент запуска по монорельсу.
Автожир (или гироплан) — летательный аппарат, который внешне напоминает вертолет, но несущий винт у автожира свободно вращается в режиме авторотации. Конструктивно автожир проще вертолета, поскольку лишен сложной трансмиссии несущего винта и нередко вообще не имеет какого-либо привода на основной винт, также за счет отсутствия трансмиссии на борту автожира меньше вибрация. Горизонтальный полет гироплана обеспечивает толкающий или тянущий воздушный винт. В воздухе автожир опирается на поверхность несущего винта, который вращается исключительно при помощи набегающих потоков воздуха. Гиропланы проигрывают при полетах на большие расстояния самолетам, но зато не требуют длинной ВПП — при наличии встречного ветра или привода предварительной раскрутки несущего винта автожир может взлетать с разбегом в несколько метров или вовсе с места. Автожиры не так широко используются, как самолеты и вертолеты, но в некоторых случаях их применение может быть оправдано.
Представленный на МАКС-2017 беспилотный автожир представляет собой летательный аппарат с диаметром несущего винта 1,5 метра. Максимальная полетная масса гироплана составляет 25 килограммов, при этом он может нести до пяти килограммов полезного груза. Беспилотник использует двигатель внутреннего сгорания, с помощью которого может летать на скоростях от 30 до 120 километров в час, при этом время полета достигает трех с половиной часов.
Примечательно, что система катапультирования, используемая для запуска, предусматривает предварительную раскрутку несущего винта. Для этого снизу беспилотника на вал несущего винта установлен шкив, на который намотан шнур. При запуске гироплана шнур раскручивает вал несущего винта, обеспечивая необходимую подъемную силу, а шкив после старта сбрасывается. На подготовку к старту уходит около 20 минут, запуск осуществляется одним человеком.
Предполагается, что малый беспилотник, способный брать на борт небольшой груз, хорошо подходит для сбора данных с помощью различных датчиков и аэросъемки. Если в полете двигатель выйдет из строя или закончится топливо, то автожир вместо неконтролируемого падения можно относительно мягко посадить, поскольку несущий винт вращается в режиме авторотации. Это позволяет снизить риски при установке дорогостоящего оборудования.
Кроме России беспилотные автожиры разрабатываются и в других странах. Например, в США компания Groen Aeronautics работает над созданием опционально пилотируемого гироплана — он может управляться как пилотом на борту, так и оператором с земли.
Он предназначен для разгрузки грузовых полуприцепов и контейнеров
Японская компания Mujin, занимающаяся разработкой роботов для работы на складах и систем управления для них, показала работу своего робота TruckBot, предназначенного для разгрузки содержимого трейлеров и грузовых контейнеров. Видео доступно на YouTube-канале компании. Разгрузка содержимого автомобильных полуприцепов и грузовых контейнеров на складах и в логистических центрах может требовать довольно много времени, выступая в роли «бутылочного горлышка», из-за которого в цепочке поставок возникают задержки. Кроме того, зачастую эта физически изнурительная работа выполняется рабочим персоналом вручную, что может представлять угрозу для здоровья людей. Решением этих проблем мог бы стать робот TruckBot, который разрабатывается японской компанией Mujin. Основанная в 2011 году в Токио компания специализируется на создании роботов для складских и логистических работ, а также разработке систем управления для них. Робот TruckBot предназначен для разгрузки грузовых прицепов и контейнеров. Основной элемент его конструкции — подвижная грузовая стрела с транспортерными лентами и роликами наверху. Стрела может отклоняться по вертикали и горизонтали, а также двигаться вперед вместе с рамой робота, проникая вглубь разгружаемого грузового контейнера или прицепа на расстояние до 15 метров. Система управления определяет с помощью камер положение объекта в грузовом контейнере. После этого стрела подводится к объекту и с помощью вакуумных присосок захватывает, подтягивает и устанавливает его на транспортерную ленту. По ней груз попадает на конвейер, установленный позади робота, который перемещает его дальше, например, на сортировку. Таким образом TruckBot способен разгрузить 1000 единиц груза, каждый массой до 22 килограмм за час работы. TruckBot может работать самостоятельно или быть частью группы, состоящей из нескольких роботов разного назначения и конвейеров, объединенных в единую систему, предназначенную для разгрузки, погрузки, сортировки, паллетирования и депаллетирования грузов. Для управления этой системой служит другая разработка компании — система управления MujinController. Использование специализированных роботов, таких как TruckBot, разработанных для выполнения одной конкретной задачи, способно повысить эффективность работы. Однако, их установка может потребовать внесения изменений или даже перестройки помещений. Человекоподобные роботы, созданием которых в последнее время занимается все больше компаний, будут лишены такого недостатка. Благодаря своей антропоморфности они способны передвигаться по тем же помещениям и взаимодействовать с теми же инструментами, что и люди, без необходимости что-либо специально изменять. Например, недавно американская компания Apptronik представила раннюю версию человекоподобного робота Apollo для складской работы.