В России представили проект сверхзвукового авиалайнера

Модель сверхзвукового самолета в аэродинамической трубе

ЦАГИ

Конструкторы подмосковного Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского завершили первый этап проектирования сверхзвукового пассажирского самолета СДС/СПС. Согласно сообщению института, целью первого этапа была проработка облика перспективного самолета, а также определение технологий снижения шумности лайнера.

Гражданских сверхзвуковых самолетов сегодня не существует. В 1970-х годах были введены в эксплуатацию сверхзвуковые российский Ту-144 и французский Concorde. Первый в пассажирских перевозках использовался чуть меньше года, а второй — до 2003 года. Оба самолета были списаны из-за крайне высокой стоимости билетов на перелет.

Существующие сегодня технологии позволяют сделать сверхзвуковые самолеты относительно экономичными. Это значит и перевозки такими лайнерами будут достаточно дешевыми. Кроме того, ведущиеся сегодня разработки в будущем позволят конструировать «тихие» сверхзвуковые самолеты, которым будет разрешено выполнять полеты над населенной частью суши.

Проект СДС/СПС (сверхзвуковой деловой самолет/сверхзвуковой пассажирский самолет) предполагает создание конвертируемого лайнера, конструкция которого позволяет быстро и с минимальными расходами менять компоновку салона. Благодаря этому в зависимости от типа рейса самолет можно будет оснастить салонами смешанного или VIP-класса.

По данным института, перспективный лайнер сможет выполнять трансатлантические перелеты с крейсерской скоростью не менее 1,9 тысячи километров в час. Дальность полета сверхзвукового самолета составит 8,6 тысячи километров. В зависимости от типа установленного салона СДС/СПС сможет перевозить от 20 или 80 человек.

Модель перспективного самолета уже проходит аэродинамические испытания. Лайнер планируется выполнить вытянутым с длинной заостренной носовой частью. Двигатели будут размещены в мотогондолах над планером в хвостовой части самолета между его двумя килями. Крыло самолета планируется сделать с V-образной центральной частью.

V-образная центральная часть крыла позволит несколько уменьшить его размах, сохранив при это подъемные качества. Предполагается, что конструкция фюзеляжа получит крайне обтекаемые формы. Это позволит избежать формирования части ударных волн на планере при сверхзвуковом полете. Кроме того, в конструкции будут использованы решения, позволяющие снизить интенсивность ударных волн.

В начале марта текущего года стало известно, что NASA намерено в 2018 году заключить с американской компанией Lockheed Martin контракт на сборку первого прототипа перспективного «тихого» сверхзвукового пассажирского самолета. Разработка этого летательного аппарата ведется по проекту QueSST. В 2019 году агентство планирует провести рассмотрение проекта самолета, а в 2020-м — впервые поднять аппарат в воздух.

Согласно планам NASA, после первого полета будут проводиться дополнительные летные испытания нового самолета, а в 2021 году специалисты приступят к первым оценочным полетам QueSST. Во время таких испытаний самолет будет выполнять сверхзвуковые полеты над специальным полигоном, а измерительное оборудование и люди будут оценивать шум, который тот создает.

Перспективный «тихий» сверхзвуковой самолет будет выполнен однодвигательным. Его длина составит 28,7 метра. Он получит планер, фюзеляж и крыло которого внешне напоминают перевернутый самолет. На QueSST установят обычные вертикальный киль и горизонтальные рули для маневрирования на малой скорости полета.

На верхушке киля будет установлено маленькое Т-образное оперение, которое будет «разбивать» ударные волны от носовой части и фонаря кабины пилотов. Носовая часть самолета будет значительно удлинена для уменьшения лобового сопротивления и уменьшения числа перепадов на планере, где могут образовываться ударные волны.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.