Конструкторы подмосковного Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского завершили первый этап проектирования сверхзвукового пассажирского самолета СДС/СПС. Согласно сообщению института, целью первого этапа была проработка облика перспективного самолета, а также определение технологий снижения шумности лайнера.
Гражданских сверхзвуковых самолетов сегодня не существует. В 1970-х годах были введены в эксплуатацию сверхзвуковые российский Ту-144 и французский Concorde. Первый в пассажирских перевозках использовался чуть меньше года, а второй — до 2003 года. Оба самолета были списаны из-за крайне высокой стоимости билетов на перелет.
Существующие сегодня технологии позволяют сделать сверхзвуковые самолеты относительно экономичными. Это значит и перевозки такими лайнерами будут достаточно дешевыми. Кроме того, ведущиеся сегодня разработки в будущем позволят конструировать «тихие» сверхзвуковые самолеты, которым будет разрешено выполнять полеты над населенной частью суши.
Проект СДС/СПС (сверхзвуковой деловой самолет/сверхзвуковой пассажирский самолет) предполагает создание конвертируемого лайнера, конструкция которого позволяет быстро и с минимальными расходами менять компоновку салона. Благодаря этому в зависимости от типа рейса самолет можно будет оснастить салонами смешанного или VIP-класса.
По данным института, перспективный лайнер сможет выполнять трансатлантические перелеты с крейсерской скоростью не менее 1,9 тысячи километров в час. Дальность полета сверхзвукового самолета составит 8,6 тысячи километров. В зависимости от типа установленного салона СДС/СПС сможет перевозить от 20 или 80 человек.
Модель перспективного самолета уже проходит аэродинамические испытания. Лайнер планируется выполнить вытянутым с длинной заостренной носовой частью. Двигатели будут размещены в мотогондолах над планером в хвостовой части самолета между его двумя килями. Крыло самолета планируется сделать с V-образной центральной частью.
V-образная центральная часть крыла позволит несколько уменьшить его размах, сохранив при это подъемные качества. Предполагается, что конструкция фюзеляжа получит крайне обтекаемые формы. Это позволит избежать формирования части ударных волн на планере при сверхзвуковом полете. Кроме того, в конструкции будут использованы решения, позволяющие снизить интенсивность ударных волн.
В начале марта текущего года стало известно, что NASA намерено в 2018 году заключить с американской компанией Lockheed Martin контракт на сборку первого прототипа перспективного «тихого» сверхзвукового пассажирского самолета. Разработка этого летательного аппарата ведется по проекту QueSST. В 2019 году агентство планирует провести рассмотрение проекта самолета, а в 2020-м — впервые поднять аппарат в воздух.
Согласно планам NASA, после первого полета будут проводиться дополнительные летные испытания нового самолета, а в 2021 году специалисты приступят к первым оценочным полетам QueSST. Во время таких испытаний самолет будет выполнять сверхзвуковые полеты над специальным полигоном, а измерительное оборудование и люди будут оценивать шум, который тот создает.
Перспективный «тихий» сверхзвуковой самолет будет выполнен однодвигательным. Его длина составит 28,7 метра. Он получит планер, фюзеляж и крыло которого внешне напоминают перевернутый самолет. На QueSST установят обычные вертикальный киль и горизонтальные рули для маневрирования на малой скорости полета.
На верхушке киля будет установлено маленькое Т-образное оперение, которое будет «разбивать» ударные волны от носовой части и фонаря кабины пилотов. Носовая часть самолета будет значительно удлинена для уменьшения лобового сопротивления и уменьшения числа перепадов на планере, где могут образовываться ударные волны.
Василий Сычёв
Это может затормозить процесс сертификации
Прототип электрического аэротакси VX4 компании Vertical Aerospace потерпел крушение во время испытательного полета 9 августа 2023 года на аэродроме Котсволд в Англии, сообщает Aviation Week. Управление в момент аварии осуществлялось дистанционно, поэтому в результате жесткой посадки пострадал только сам летательный аппарат. Под аэротакси сегодня обычно подразумевают небольшие полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, которые способны перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей. Они позволят жителям быстро перемещаться между городом и пригородом, снижая нагрузку на общественный транспорт и уменьшая пробки на дорогах. На сегодняшний день разработкой собственных прототипов аэротакси занимается множество компаний, в том числе Volocopter, CityAirbus, Joby Aviation и Vertical Aerospace. Некоторые из них планируют уже в скором времени начать коммерческую эксплуатацию. Однако прежде чем летательные аппараты, построенные с применением новых технологий, будут допущены до серийного производства и появятся в небе над городами, компаниям необходимо доказать их безопасность и надежность. Для этого проводятся серии летных испытаний, большинство из которых обычно заканчивается успешно, но иногда все же случаются происшествия. Одно из них произошло 9 августа 2023 года с прототипом электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace на аэродроме Котсволд рядом с деревней Кембл на юго-западе Англии, где расположен летно-испытательный центр компании. Летательный аппарат совершил жесткую посадку на взлетно-посадочную полосу и частично разрушился. Судя по опубликованным в сети фотографиям, у VX4 сломано правое крыло и, предположительно, повреждено шасси. Менее месяца назад этот же прототип VX4 совершил первый полет без страховочных тросов и разогнался до 70 километров в час. В заявлении для инвесторов, компания сообщила, что инцидент произошел во время испытания, в котором имитировался отказ двигателя, сообщает Aviation Week. При этом VX4 пилотировался дистанционно и в результате крушения никто не пострадал. Успешное выполнение этого сценария позволило бы перейти к пилотируемым испытательным полетам с людьми на борту, однако теперь неясно когда это произойдет. Строительство второго прототипа еще не завершено, поэтому инцидент может сказаться на сроках сертификации, которую планировалось провести до конца 2026 года. Это не первое крушение прототипов аэротакси во время испытаний. В 2022 году в Калифорнии разбился электрический конвертоплан компании Joby Aviation. Перед этим он разогнался до 435 километров в час, что на сто километров в час превышало заявленную максимальную скорость. Прототип Joby тоже управлялся дистанционно.