Профессор криптографии, прогуливаясь по одному из блошиных рынков в румынском Бухаресте, увидел выставленную на продажу немецкую шифровальную машину «Энигма», использовавшуюся во время Второй мировой войны. Как сообщает Deutsche Welle, он приобрел ее всего за сто евро, после чего выставил на торги на бухарестском аукционе Artmark. Торги выиграл коллекционер, купивший «Энигму» за 45 тысяч евро.
Историю находки и перепродажи «Энигмы» рассказал менеджер по комиссионной оценке аукциона Artmark Кристиан Гаврила. Имена профессора и купившего «Энигму» коллекционера Гаврила не раскрыл. Специалисты полагают, что в Румынии, во время Второй мировой войны сотрудничавшей с Германией, могут быть еще несколько пока не найденных машин «Энигма».
Шифровальную машину «Энигма» разработали еще в 1920-х годах прошлого века. Сперва она применялась для шифровки коммерческих сообщений, а также в военных учреждениях. В 1932 году польским разведчикам удалось создать устройство (криптографическую бомбу), которое позволяло расшифровывать сообщения, закодированные «Энигмой».
После этого немецкие инженеры усложнили шифровальную машину и в 1938 году вышла обновленная версия аппарата. Такие машины широко использовались немецкими военными, которые с помощью «Энигмы» шифровали практически всю информацию: от погодных сводок до тактических планов.
«Энигма» включала в себя механическую и электрическую части, все вместе обеспечивавшие шифрование сообщений. Механическая часть включала в себя клавиатуру, набор роторов и ступенчатый механизм, сдвигающий роторы при каждом нажатии клавиш. Электрическая часть состояла из скользящих контактов в роторах, коммутационной панели и лампочек, отображавших буквы уже шифрованного сообщения.
Существовало множество версий «Энигмы» с разным количеством роторов, но принцип их работы в целом не отличался. Оператор последовательно нажимал клавиши с буквами, набирая сообщение. При каждом нажатии роторы сдвигались, образуя своими скользящими контактами новую электрическую цепочку, изменяя путь прохождения тока.
Изменение пути электрического тока приводило к тому, что после каждого нажатия клавиши на панели загоралась одна из ламп накаливания с нанесенной на нее буквой латинского алфавита. Помощник оператора записывал увиденную букву, составляя тем самым шифрованное сообщение. Панель с лампами можно было заменить электро-механической панелью, сразу печатающей шифрованное сообщение на узкой бумажной ленте.
Для того, чтобы сообщение можно было расшифровать, «Энигмы» получателя и отправителя должны были быть настроены одинаково: с идентичным выбором начального положения роторов и соединений коммутационной панели. Такие настройки записывались в специальных шифровальных книгах, причем каждая из настроек использовалась короткий период времени, обычно сутки.
В 1940 году появилась машина-дешифратор «Бомба Тьюринга». Она была построена с учетом теоретической работы математика Алана Тьюринга по криптографическому анализу алгоритма шифрования, реализованного в ранних версиях «Энигмы». Машина могла дешифрровывать сообщения с помощью перебора возможных вариантов ключа шифра при известных структуре зашифрованного сообщения или части его текста.
«Бомба Тьюринга» выпускалась вплоть до 1944 года, когда Германия стала сдавать свои позиции и потребность в новых дешифрующих устройствах исчезла. Некоторые западные специалисты полагают, что именно создание машины-дешифратора стало одним из решающих факторов, предопределивших победу союзников во Второй мировой войне.
Следует отметить, что для своего времени шифр, использовавшийся «Энигмой» был достаточно сложным. Возможность создать машину-дешифратор появилась, фактически, благодаря тому, что первые образцы «Энигмы» продавались практически всем желающим, а во время Второй мировой войны операторы иногда допускали ошибки, отправляя часть сообщений незашифрованными.
Успеху в расшифровке сообщений «Энигмы» также способствовали обратная разработка захваченных шифровальных машин и изучение шифровальных книг. В общей сложности серийно были выпущены около ста тысяч единиц машины «Энигма». Считается, что до наших дней уцелели несколько десятков из них.
Машины «Энигма» пользуются большим спросом у коллекционеров. Так, в июне текущего года на нью-йоркском аукционе Christie's на аукционе была продана четырехроторная шифровальная машина «Энигма» 1944 года выпуска. Коллекционер приобрел ее за 547 тысяч долларов.
Василий Сычёв
Чем ученых смущает крупнейшая библиотека вирусных геномов
Пандемия ковида принесла популярность и репутацию не только Zoom’у и мРНК-вакцинам, но и генетическим базам данных. В первую очередь — GISAID, прежде специализировавшейся на гриппе. Лаборатории со всего мира загружают туда отсеквенированные геномы коронавируса, а вирусологи, эпидемиологи и примкнувшие к ним энтузиасты перебирают эти последовательности в поисках новых вариантов и опасных мутаций. Туда же заглядывают производители тестов и вакцин. А еще — те, кто надеется выловить в базе ранние сиквенсы из Уханя и таким образом выяснить что-то о происхождении коронавируса. За три года из узкоспециализированного инструмента платформа GISAID стала ключевым элементом вирусологической инфраструктуры — и чем дальше, тем больше у ее пользователей возникает претензий и вопросов.