Ученые из Гарвардского университета сумели записать кино в бактериальный геном. Используя систему иммунной защиты кишечной палочки CRISPR-Cas, они закодировали последовательность пикселей разных оттенков, вместе составляющих несколько кадров фильма с бегущей лошадью, в геномы бактерий, и затем с помощью секвенирования «проиграли» эти кадры. Работа представлена в Nature Letter.
Система CRISPR-Cas нужна бактериям, чтобы защищаться от вирусов. Встраивая небольшие фрагменты ДНК вирусов в собственный геном, они таким образом запоминают их, и затем могут их распознать и разрезать с помощью специальных ферментов, обороняясь от вирусной атаки. При этом новые фрагменты («спейсеры») встраиваются в кассету CRISPR в строго очередной последовательности, так что по ее структуре потом можно отследить временной ход событий.
Ученые встраивали в геномы кишечных палочек 33-нуклеотидные последовательности ДНК (олигонуклеотиды), каждый из которых кодировал определенный оттенок будущего «пикселя», а также имел баркод, определяющий его координату на будущем кадре. «Разрешение» кадра составляло 36 на 26 пикселей. Вначале ученые работали с одним кадром - изображением руки.
В качестве кадров фильма были взяты пять фотографий Эдварда Мейбриджа, который в некотором роде считается прародителем современного кино, хотя его работы на двадцать лет предшествуют первым настоящим киносъемкам. Он снимал лошадей, используя множество фотоаппаратов одновременно, создав таким образом технику хронофотографии. В частности, он разрешил спор по поводу того, что происходит с ногами галопирующей лошади — отрываются они все разом от земли в какой-то миг или нет (съемки, в ходе которых бегущие лошади ногами дергали за нити, связанные с затворами разных фотоаппаратов, показали-таки, что да, такой миг имеется). Ученые выбрали знаменитые фотографии лошади по кличке Энни Джи, которые были сняты в 1887 году.
Один кадр фильма «скармливался» бактериям в течение одного дня, в итоге подготовительная работа заняла пять дней. Бактериальные ферменты, интегразы Cas1-Cas2, встраивали найденные ими олигонуклеотиды в кассеты CRISPR. После этого кассеты всех участников секвенировали, и получили задуманный изначально код фильма. В этом коде позиция и степень окраски каждого пикселя были отображены в строгом порядке, соответствующем пяти кадрам. После этого кадры анимировали и фильм «проиграли» на компьютере, воссоздав изображение с высокой степенью точности.
Выяснилось, что эффективность встраивания олигонуклеотида (и, соответственно, правильную окраску и позицию соответствующих пикселей) повышали такие параметры, как содержание пиримидинов (GC-контент), отсутствие внутренних мотивов, похожих на PAM (protospacer adjacent motif — мотивов, окружающих будущий спейсер, которые повышают эффективность его встраивания в CRISPR) и малое число внутренних однонуклеотидных повторов. Ученые подчеркивают, что понимание механизмов работы иммунной системы CRISPR важно не только в контексте записи кино, но и в рамках методик геномного редактирования и других связанных с CRISPR технологий.
Это не первый раз, когда ученые помещают информацию, не имеющую отношения к биологическим системам, внутрь геномов — так, в ДНК уже записывали книги, операционные системы и клипы в высоком разрешении, причем в последовательность нуклеиновой кислоты удавалось умещать до 200 мегабайт данных. В данном проекте примечательно, что работа шла с живыми организмами, которые умеют сохранять хронологический порядок искусственных записей, а кроме того, являются гораздо более надежным "сейфом" для их хранения, чем неживые биомолекулы. В дальнейшем ученые надеются научиться применять подобные методики к клеткам млекопитающих, в частности, для лучшей их идентификации и отслеживания хода их работы. Мечтой Сета Шипмана, руководителя проекта, является такого рода работа с нейронами человека.
Анна Казнадзей
Лучшие снимки конкурса European Wildlife Photographer of the Year 2025
24 октября German Society for Nature Photography (GDT) объявило победителей ежегодного конкурса European Wildlife Photographer of the Year, который существует уже четверть века. На этот раз жюри отметило 107 работ в восьми категориях и четырех специальных номинациях. Посмотрите на лучшие снимки этого года.