Ученые разобрались в языке кошачьих лемуров

Приматологи из Университета Торонто Миссисауга обнаружили зависимость особенностей вокальной коммуникации кошачьих лемуров от места, занимаемого особью в иерархии группы. Изучив самцов лемуров, ученые обнаружили, что животные издают звуки, напоминающие урчание и мяуканье, чтобы передать информацию о своем местоположении, причем низкоранговые самцы могут повышать тональность издаваемых звуков, подзывая определенных сородичей, которым отдают предпочтение. Статья опубликована в журнале Ethology и доступна на сайте электронной библиотеки Wiley Online Library.

Кольцехвостые лемуры, или кошачьи лемуры (Lemur catta), обитают на острове Мадагаскар. Они обладают самой большой вокальной коммуникационной системой среди лемуров, которая насчитывает около 22 различных звуковых сигналов. Их вокальные сигналы неоднократно изучались, однако систематическое исследование на большой выборке животных до сих пор не проводилось.

Вокальная коммуникационная система кошачьих лемуров включает в себя два звука, которые считаются важными для поддержания связи между представителями одной группы: сигнал, напоминающий урчание (hmm call), и мяуканье. Авторы нового исследования проанализировали использование этих сигналов лемурами для поддержки сплоченности группы и для вызова определенного сородича, а также выявили различия в использовании вокальных сигналов лемурами, стоящими на вершине и внизу иерархии группы.

Исследователи в течение пяти месяцев собирали данные о коммуникации самцов кошачьих лемуров в мадагаскарском природном заповеднике — резервации Беза Махафали. Всего были собраны данные о вокальной коммуникации 31 самца. Результаты наблюдений показали, что самцы лемуров используют звуки, напоминающие урчание, и мяуканье, чтобы обозначить расстояние до ближайшего сородича, причем частота урчания увеличивается, когда лемуры находятся на более далеком расстоянии.

Урчание

Мяукание

При этом использование высокочастотного урчания не зависит от таких факторов, как место животного в иерархии и расстояния до ближайшего сородича, которому он отдает предпочтение. Выскочастотное мяуканье, напротив, используется низкоранговыми самцами для сообщения о своем местоположении сородичу, которому они отдают предпочтение. Исследователи связывают это с тем, что низкоранговые лемуры чаще других подвергаются угрозе со стороны врагов.

О том, как на основании изучения вокальной коммуникации приматов ученые пытаются разобраться в происхождении речи человека, можно прочитать в нашем материале «Скажи по-человечески».

В металлических котлах IV тысячелетия до нашей эры нашли остатки пищи