Разработчики из лаборатории RoboticsLab Мадридского университета имени Карлоса III приступили к разработке робота, который сможет передвигаться под землей. Как пишет IEEE Spectrum, за собой такие роботы будут оставлять длинные вертикальные и горизонтальные норы, которые можно будет использовать для прокладки труб или кабелей. Проект уже получил частичное финансирование Евросоюза.
Сегодня различные строительные компании в подавляющем большинстве случаев прокладывают подземные коммуникации открытым способом. Для этого вырываются траншеи необходимой глубины, в которые закладываются трубы и кабели, а затем засыпаются землей.
Это быстрый способ прокладки подземных коммуникаций, но он зачастую портит внешний вид местности. Кроме того, в том случае, когда необходимо провести трубы под дорогой или тротуаром, их перекрывают, а затем вскрывают. Все это требует относительно много времени и дополнительных расходов.
Проект нового робота получил название BADGER (roBot for Autonomous unDerGround trenchless opERations, робот для автономных бесканальных подземных операций; badger — барсук). В настоящее время стороны определяют техническое оснащение аппарата.
Предполагается, что новый робот будет состоять из нескольких звеньев, соединенных друг с другом подвижными сцепками. В головной секции будет установлен бур. Разработчики предполагают, что бур может быть оснащен и виброударным механизмом для преодоления плотных пород.
Робот также получит систему, с помощью которому сможет определять разность в плотности пород и огибать непреодолимые для себя препятствия, например, большие камни. В хвостовой секции робота будет установлен 3D-принтер, который по мере продвижения робота по вырываемому тоннелю будет печатать стенки. Связь робота с поверхностью планируется организовать с помощью кабеля данных.
Проектирование робота-барсука началось в январе текущего года. Помимо Мадридского университета имени Карлоса III в проекте принимают еще несколько организаций из пяти стран Евросоюза. Общее финансирование проекта на ближайшие три года определено в размере 3,7 миллиона долларов.
Сегодня роботы, способные передвигаться под землей, довольно редки. Дело в том, что для таких аппаратов крайне сложно создать системы навигации и связи. Кроме того, применение таких роботов довольно ограничено. Тем не менее, в 2011 году Технологический институт Джорджии представил робота, способного зарываться в зернистый грунт.
Внешне робот напоминает змею и оснащен заостряющимся носом. Аппарат связывается с поверхностью по кабелю данных. Предполагается, что такой робот будет полезен при проведении спасательных операций, например, во время поиска людей под завалами.
Василий Сычёв
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.