Ученые сделали «доильный аппарат» для скорпионов

Исследователи из Университета имени Хасана II разработали аппарат, который позволяет существенно упростить и обезопасить процедуру сбора яда у скорпионов. Согласно сообщению университета, опубликованному EurekAlert!, устройство, получившее название VEC-4, можно использовать как в лаборатории, так и в полевых исследованиях.

Яд скорпионов активно используется в фармакологии, например, для изготовления иммуносупрессоров и лекарств от малярии. Кроме того, скорпионий яд используется и в раковых исследованиях. При этом вещество является одним из самых дорогих ядов — его стоимость доходит до 11-12 тысяч долларов за грамм.

Наиболее распространенным способом получения яда скорпиона сегодня является механическая стимуляция. Для этого специалист берет членистоногое в руки и прокалывает его жалом тонкую резиновую мембрану, натянутую на емкость для сбора яда. При такой процедуре специалист может получить опасный для жизни укус. Существует другой способ сбора — скорпиону прокалывают брюшко и собирают яд у мертвого животного.

Устройство VES-4 представляет собой легкий аппарат, который можно подключить по USB к компьютеру для передачи информации о сборе яда. Устройство оснащено четырьмя площадками, на которых нужно размещать скорпионов, закрепляя их с помощью прижимных электрических контактов.

После включения VES-4 подает небольшое напряжение на скорпиона, провоцируя выделение яда, который затем автоматически собирается в специальную емкость. Для каждого скорпиона на аппарате предусмотрена индивидуальная емкость. В процессе «дойки» на кран на устройстве выводится номер животного, у которого в данный момент собирается яд.

Ученые активно используют яды и других животных в своих исследованиях. Так, в 2015 году исследователи из Университета Райса объявили о разработке гидрогеля, который позволяет быстро останавливать кровотечение даже у людей, страдающих от плохой свертываемости крови. В его составе используется синтетический аналог батроксобина, яда двух видов ямкоголовых змей из семейства гадюковых.

Разработанный учеными гель в исходном состоянии представляет собой жидкость, которую можно наносить на рану. После нанесения жидкость быстро превращается в гель. Исследователи проводили эксперименты на крысах. Оказалось, что SB50 способен остановить сильное кровотечение не более, чем за шесть секунд. При этом если попытаться уколоть обработанную рану или сделать новый надрез, кровотечение не возобновляется.

«Пиксель. История одной точки»