NASA показало анимацию разрушения челябинского метеорита

Физики из проекта по оценке угрозы от астероидов (ATAP, NASA) смоделировали распад астероида Челябинск, взорвавшегося над Уралом в феврале 2013 года. Детальная анимация, полученная благодаря суперкомпьютерным вычислениям, показывает в том числе поведение астероида после полного расплавления и распространение ударных волн. Основная цель подобных моделей — оценка возможного вреда от падения метеорита, которая поможет принимать более взвешенные решения о защите людей. Видеозапись опубликована на официальной странице отдела NASA Advanced Supercomputing.

Падение метеорита сопровождается огромным количеством физических процессов, которые достаточно сложно моделировать. При этом разрушения происходят не только в результате самого удара тела об землю. Ударная волна формируется и при взрыве метеорита в воздухе. Во время полета небесного тела в плотных слоях атмосферы, происходит разогрев из-за трения о воздух и частичное плавление пород. Специально для исследования таких процессов физиками NASA был разработан пакет программ.

Сложность моделирования связана еще и с небольшим количеством реальных данных о падениях крупных небесных тел — это очень редкие события. Метеорит Челябинск в этом смысле оказался удобным объектом, его падение и вызванные им повреждения были зафиксированы большим количеством камер. Это позволило оценить задержку и интенсивность ударной волны от взрыва.

С помощью суперкомпьютера Pleiades («Плеяды») физики воспроизвели падение 20-метрового метеорита, подобного Челябинску. Ученым удалось проанализировать распад расплавленного тела и образование ударных волн — по словам авторов, они совпали с реальными данными с точностью до долей секунды. Как отмечает Майкл Афтосмис, возглавляющий работы по исследованию ударных волн и наземных повреждений, это одно из самых детальных моделирований метеорита Челябинск. Более того, ученым удалось получить сразу много различных сценариев падения метеорита, в частности, для падения в воду. Ранее считалось, что серьезную угрозу могут нести цунами от падения небесных тел, однако авторы утверждают, что в действительности эта проблема переоценена.

Моделирование падений метеоритов используют не только для предсказания угроз, но и для исследования геологической истории планет. Так, благодаря компьютерным экспериментам удалось выяснить происхождение и подземное строение Восточного моря на Луне.