Американские дроны начали летать за пределами видимости оператора

Американский железнодорожный оператор BNSF Railway начал осуществлять регулярные дальние полеты дронов HQ-40, которые используются для осмотра состояния железнодорожного полотна. Как пишет Aviation Week, аппараты выполняют полеты за пределами прямой видимости оператора без привлечения наблюдателей на земле. Управление беспилотниками осуществляется посредством сети стандарта LTE, принадлежащей BNSF Railway и используемой компанией для передачи различной служебной информации.

Сегодня в США действует «Раздел 333» правил летной безопасности. Он запрещает беспилотникам выполнять полеты за пределами прямой видимости оператора, которая определена в 480 метров, и на высоте более 61 метра. В августе прошлого года вступила в силу 107-я часть раздела. Она разрешает операторам беспилотников при наличии разрешения управлять ими за пределами прямой видимости (до 32 километров) и на высоте до 122 метров.

Согласно новым правилам, если беспилотник выполняет полет за пределами прямой видимости оператора, то организатор полета обязан расставить наблюдателей на равном расстоянии друг от друга на всем протяжении маршрута. Наблюдатели должны визуально сопровождать беспилотник и поддерживать связь с оператором. В случае, если рядом с аппаратом будет замечен пилотируемый летательный аппарат, наблюдатель обязан предупредить оператора, а тот — быстро посадить беспилотник.

Компания BNSF Railway получила специальное разрешение Федерального управления гражданской авиации США на дальние полеты дронов (сотни километров от оператора) без привлечения наблюдателей на земле. При этом беспилотники должны летать с правой стороны от железных дорог по направлению движения поездов. Полеты аппаратов проводятся на высоте не более 120 метров. В настоящее время единовременно в воздухе может находиться только один дрон HQ-40.

Между тем, Федеральное управление гражданской авиации США совместно с BNSF решило провести эксперимент по одновременному управлению несколькими дронами одним оператором. При этом аппараты должны находиться за пределами прямой видимости. Результаты эксплуатации дронов железнодорожным оператором федеральное управление намерено использовать при составлении новых правил полетов беспилотной техники в едином воздушном пространстве США.

В середине мая текущего года BNSG Railway провела первые испытания, в которых HQ-40 выполнял полеты за пределами прямой видимости оператора без привлечения наблюдателей. Аппарат совершал инспекционные полеты, во время которых удалялся от оператора на расстояние до 322 километров. С помощью дрона специалисты проверяли состояние железнодорожных путей. На время испытаний HQ-40 был оснащен системой управления CNPC-1000, разработанной американской компанией Rockwell Collins.

CNPC-1000 в полете обнаруживает сигналы нескольких вышек сотовой связи, после чего переключается на ту из них, которая ближе всего расположена к аппарату и с которой устанавливается наилучший обмен данными. Благодаря этой системе стало возможным управление HQ-40 в режиме реального времени даже на большом удалении от оператора. HQ-40 способен нести полезную нагрузку массой до 2,3 килограмма и находиться в воздухе до пяти часов.

В начале мая американский консорциум Team Roadrunner использовал беспилотник HQ-40 для доставки посылки из небольшого поселения в Техасе в Остин, столицу штата. Во время доставки беспилотник выполнял полет за пределами прямой видимости оператора, однако под визуальным контролем наблюдателей. Дальность доставки составила 156 километров. В феврале 2017 года Институт автономных систем Невады использовал беспилотник Savant для доставки медикаментов на расстояние 63 километров.

Василий Сычёв