Палеогенетики обнаружили «двойное гражданство» у домашних кошек

Международная группа ученых представила генетическое доказательство того, что современные домашние кошки (Felis silvestris catus) произошли от популяций дикого Африканского кота (Felis silvestris lybica) обитавших на территории современной Турции и в Египте. Исследование опубликовано в Nature Ecology&Evolution, также об истории одомашнивания кошек рассказывается в редакционной статье Science.

В древнем Египте изображения кошек встречаются на древних фресках, созданных еще 3500 лет назад, а скульптуры — в погребениях вместе с другими артефактами. Больше того, кошки считались священными животными Бастет — одной из богинь египетского пантеона; их мумии хоронили в храме богини. Все это позволило историкам предположить, что кошки были впервые одомашнены древними египтянами. Однако в 2004 году на Кипре было найдено захоронение, которое датировали возрастом 9500 лет назад. В нем обнаружили человеческий скелет и останки кота, по-видимому, намеренно похороненных в одной могиле. Находка свидетельствовала о том, что кошки, вероятно, были одомашнены не в древнем Египте, а намного раньше, на Ближнем Востоке.

Позднее ученые в главе с бельгийским зооархеологом Вимом ван Нииром (Wim Van Neer) нашли в древнеегипетском некрополе останки домашних кошек, чей возраст составил 5700 лет. Исследователи предположили, что древние египтяне могли одомашнить кошек еще раз, независимо от жителей Ближнего Востока.

В новом исследовании Вим ван Ниир вместе с другими учеными решили исследовать ДНК древних и современных домашних кошек, чтобы попытаться прояснить вопрос, где были одомашнены эти животные, а также проследить, как кошки «захватывали» Старый Свет.

Исследователи выделили митохондриальную ДНК из останков более 200 животных, которые обитали в Европе, Северной и Восточной Африке и Юго-Западной Азии в период с 10000 лет назад до XX века нашей эры. Кроме того, они проанализировали митохондриальный геном 28 современных диких кошек, обитающих в Восточной Европе и Северной Африке.

Результаты генетического анализа показали, что «завоевание» Старого Света кошками происходило дважды. Первые домашние кошки появились около 10000 лет назад на территории современной Турции. Исследователи полагают, что сначала дикие кошки обитали в деревнях первых фермеров (или неподалеку от них) и ловили грызунов, которые уничтожали зерно. Примерно 6500 лет назад одомашненные кошки из «турецкой» популяции попадают в Восточную Европу, сначала на территорию современной Болгарии, потом в Румынию (около 5200 лет назад) и в Грецию (3200 лет назад).

Около 2800 лет назад в Египте появляется линия кошек, параллельная «турецкой» линии. Впоследствии кошки из «египетской» линии широко распространились по Европе и Средиземноморью. К V веку нашей эры кошки из «египетской» популяции расселяются в Турции, Иордании и Восточной Европе. В Средние века они добираются и до северной Европы: останки «египетской» кошки, датированные VII веком, были найдены в портовом городе Ралсвик (Ralswiek) на севере Германии. В средневековье на выходящих в плавание судах обязательно должны были находиться кошки. По-видимому, это и привело к расселению животных по торговым морским путям.

Авторы работы исследовали не только митохондриальную ДНК древних кошек, но и проанализировали мутацию, которая указывает на наличие пятнистого окраса, характерного для многих пород домашних кошек. Оказалось, что люди долго не обращали внимания на то, как кошки выглядят: пятнистый окрас появился только в XIV веке в Турции, а выведение разных пород кошек началось только в XIX веке.

Недавно исследователи выяснили, что одомашнивание кошек в Китае происходило дважды. Сначала, около 5000 лет назад был одомашнен дикий леопардовый кот, а через несколько тысячелетий в Китае появились кошки, которые, как и остальные, произошли от дикого Африканского кота (Felis silvestris lybica).