Китай запустил свой первый космический рентгеновский телескоп

В четверг, в 6:00 по московскому времени с космодрома Цзюйюань в пустыне Гоби стартовала ракета-носитель «Чанчжэн-4B» с первым китайским рентгеновским телескопом на борту — Hard X-ray Modulation Telescope (HXMT). Прибор обладает одним из наиболее широких полей зрения среди подобных телескопов, а также широким рабочим диапазоном энергий. Основная миссия телескопа — исследование черных дыр, пульсаров и гамма-всплесков и поиск новых источников рентгеновского излучения. О запуске прибора сообщает агентство «Синьхуа».

Обзор неба в рентгеновском диапазоне позволяет исследовать самые высокоэнергетические процессы во Вселенной. Источником рентгеновских фотонов являются либо сверхгорячие объекты (с температурой более миллиона кельвинов), либо заряженные частицы, движущиеся с околосветовой скоростью. Однако наземные наблюдения в этом диапазоне практически невозможны — рентген сильно рассеивается на толще воздуха. Поэтому огромную роль играют космические телескопы. Наиболее известные из них: «Чандра», XMM-Newton и NuSTAR. Они отличаются высоким разрешением и небольшим полем зрения — в десятки угловых минут.

Телескоп HXMT охватывает диапазон длин волн от 0,05 до 1,25 нанометра (от 250 до 1 килоэлектронвольта). На борту аппарата три различных группы фотоэлементов — для анализа рентгеновского излучения высокой, средней и малой энергий. Для формирования изображения в высокоэнергетическом диапазоне будут использоваться коллиматоры. Размер поля зрения телескопа, по ранним данным, составляет примерно пять на пять градусов.

В сентябре 2018 года ожидается запуск российского рентгеновского телескопа «Спектр-РГ». Его приборы охватывают диапазон энергий от 0,3 до 30 килоэлектронвольт. Аппарат будет запущен к точке Лагранжа L2.

Наследник зонда «Берешит» будет готов к полету на Луну до конца 2022 года

Посадочный модуль Genesis компании Firefly сможет доставить 85 килограмм инструментов на один из лунных полюсов до конца 2022 года. Как пишет Spaceflight Now, компания подала соответствующую заявку в NASA в марте, и теперь агентство должно принять решение о финансировании до конца апреля. Genesis — плод сотрудничества Firefly Aerospace и Israel Aerospace Industries, чей зонд «Берешит» разбился при посадке на Луну в апреле 2019 года.