Выражение лица кота не повлияло на решение забрать его из приюта

Ученые из Великобритании составили полный каталог выражений кошачьих «лиц», основанный на сокращениях лицевой мускулатуры. Первое применение этого каталога на практике показало, что кошачья мимика пока не стала предметом естественного отбора в процессе одомашнивания — она оказалась совершенно не важна при выборе питомца в приюте для животных. Единственным элементом поведения кошек, который положительно повлиял на то, как скоро их заберут домой, была склонность тереться боками о стены вольера, где содержалось животное. Исследование опубликовано в журнале Applied Animal Behaviour Science.

В процессе одомашнивания животные приобретают все больше просоциальных черт, которые позволяют им уживаться с людьми. В первую очередь это дружелюбное поведение, а также «младенческая» внешность, которая делает животных более привлекательными для хозяев. Продолжительный эксперимент по одомашниванию лисиц, проведенный в Новосибирском институте цитологии и генетики, подтвердил, что именно эти черты являются ключевыми признаками домашнего животного.

Эксперимент по распознаванию собачьей мимики, проведенный в нескольких приютах для животных, показал, что люди предпочитают забирать собак с характерным выражением морды, создаваемым поднятыми бровями. Вероятно, такая мимическая особенность делала собак похожими на детенышей, что нравилось их будущим владельцам.

Кошки в процессе одомашнивания также приобрели «младенческие» черты. В первую очередь это касается мяуканья, которое якобы напоминает детский плач и не может оставить людей равнодушными. Является ли кошачья мимика просоциальным маркером, влияющим на взаимоотношение с хозяевами, до сих пор никто не исследовал.

Для того чтобы это выяснить, ученые из британских университетов Портсмута и Линкольна составили полный каталог кошачьей мимики. За образец они взяли человеческий каталог, созданный в 1978 году, в котором вся мимика была разбита на отдельные двигательные единицы, соответствующие сокращениям той или иной мимической мышцы. Подобные каталоги с тех пор были составлены для человекообразных обезьян и макак, а так же для собак в вышеупомянутом эксперименте.

Примерами мимических движений являются моргание, «сморщивание носа», поднятие бровей, «улыбка» и так далее. Помимо движения лицевой мускулатуры, в каталог были включены движения ушами, а так же комплексные движения, такие, как поворот головы. Для того, чтобы их классифицировать у кошек, ученые проанализировали поведение 126 животных разных пород. Большая часть материала для анализа была взята с youtube (так видео с котиками пригодилось для науки).

Готовый каталог исследователи применили на практике. Кошек, содержащихся в приюте, снимали на камеру, пока посетители приюта рассматривали животных. Для каждого животного был записан срок пребывания в приюте, который сопоставлялся с мимикой и поведением животного.

Оказалось, что выражение «лица» никак не коррелирует с тем, насколько скоро кота заберут домой. Пол, возраст и окрас также оказались не важны для будущих владельцев. Единственное, что положительно повлияло на выбор посетителей, это склонность животного тереться боками и головой о стены в вольере. Считается, что этим жестом кошки демонстрируют свое расположение как к представителям своего вида, так и к людям. Таким образом, посетители выбирали животных с наиболее дружелюбным, по их мнению, поведением.

Авторы работы предполагают, что мимика не успела стать значимым фактором для взаимоотношений кошек с человеком, так как история одомашнивания кошачьих насчитывает не так много лет. Предположительно, кошки начали жить вместе с людьми около десяти тысяч лет назад. Для сравнения, история одомашнивания собак, по разным оценкам, насчитывает от 15 до 30 тысяч лет.

Предком всех современных домашних кошек был африканский подвид дикого кота. Ранее мы писали, что в Китае одомашнивание кошек происходило дважды.