У Юпитера нашли два новых спутника

Скотт Шеппард (Институт Карнеги) и Чедвик Трухильо (Университет Северной Аризоны) открыли два новых спутника Юпитера в рамках поисков девятой планеты Солнечной системы. Небесные тела, получившие кодовые обозначения S/2016 J1 и S/2017 J1, обладают диаметром порядка 1-2 километров. Официальный статус 68-го и 69-го спутников крупнейшей планеты Солнечной системы объекты получили в начале июня — их орбиты были опубликованы в циркулярах Центра малых планет. Об этом сообщает издание Sky&Telescope.

Юпитер обладает наибольшим количеством спутников среди всех тел Солнечной системы — 69 объектов. На втором месте идет Сатурн c 62 известными спутниками, затем Уран (27), Нептун (14) и Плутон (5). Кроме того, известно около десятка астероидов, около которых обращается два спутника и более ста тел, обладающих одним спутником. Большая часть спутников Юпитера (около 40) была открыта Скоттом Шеппардом и его коллегами в 2001-2004 годах. Также Шеппард открыл более 20 спутников Сатурна и по одной луне у Урана и Нептуна.

В 2016-2017 годах астроном исследовал область неба, в которой теоретически могла находиться «Планета Х» с помощью одного из 6,5-метровых Магеллановых телескопов и ряда других приборов. По совпадению Юпитер оказался вблизи области обзора. Благодаря этому астрономам удалось обнаружить тусклый движущийся объект, который впоследствии получил название S/2016 J1. Чтобы подтвердить его природу и установить орбиту в 2017 году были организованы дополнительные наблюдения с помощью 8,2-метрового телескопа «Субару». Объект движется по ретроградной орбите и совершает оборот вокруг Юпитера примерно за год и восемь месяцев.

Второй объект — S/2017 J1 — был обнаружен в марте 2017 года. Однако он также попал и на снимки, сделанные телескопом «Субару» ранее. Как и другая новая луна, спутник движется по ретроградной орбите и совершает оборот вокруг Юпитера за два года.

Ретроградными называют объекты, направление движения по орбите которых не совпадает с направлением вращения центрального тела (Юпитера, в данном случае). Считается, что они представляют собой захваченные гравитацией газового гиганта астероиды.

Диаметр орбит новых спутников в по меньшей мере в 10-20 раз шире, чем у галилеевых лун — Ио, Европы, Ганимеда и Каллисто. Сейчас на орбите Юпитера находится космический аппарат «Юнона». Ее основная миссия — исследование атмосферы и магнитных полей газового гиганта. Миссии к крупнейшим спутникам Юпитера — JUICE и Europa Clipper — стартуют в 2022 году.

NASA насыпало в полярное сияние барий и стронций