Каракатица притворилась раком-отшельником

Kohei Okamoto et al / Journal of Ethology, 2017
Наблюдая за поведением фараоновых каракатиц, японские ученые обнаружили, что те периодически изображают раков-отшельников, принимая их форму тела и соответствующим образом складывая щупальца. Вероятно, такой механизм служит защитой от хищников, а также вводит в заблуждение жертв каракатицы. Работа представлена в Journal of Ethology.
Фараонова
каракатица (Sepia pharaonis) — крупное
морское животное, распространенное в
водах Индийского океана. Днем она
держится на глубине до 130 метров, ночью
поднимается вверх и охотится на рыб,
крабов и других каракатиц. Как и многие
другие каракатицы, фараонова каракатица
умеет очень быстро и эффективно менять
окраску, мимикрируя под окружающие
поверхности.
Во время спаривания самцы «сражаются», махая щупальцами и кружась, обычно даже не притрагиваясь друг к другу; по окончанию такой «битвы» побежденный самец просто уплывает. Выяснилось, что сложные и необычные движения характерны для фараоновых каракатиц не только во время периодов размножения, но и служат им для еще одного способа мимикрии.
Здесь получается сложная цепочка: большинство раков-отшельников пользуются пустыми раковинами брюхоногих моллюсков, таская их на себе в качестве панциря-укрытия, а фараоновы каракатицы (головоногие моллюски), в свою очередь, делают вид, что их тело — это что-то наподобие рака-отшельника целиком вместе с раковиной.
Каракатица поднимает первую пару щупалец, уплощая дистальные их концы и делая их кожу более темной, а также расставляет вторую и третью пару щупалец в стороны и сгибает их, как будто они сочленены, и двигает получившимися «локтями». В результате получается крабовидное существо, перемещающееся по дну. Такое поведение каракатица демонстрирует в неволе после того, как ее помещают в большое новое пространство или если она видит жертв — небольших рыб. По-видимому, такая техника позволяет ей, с одной стороны, избежать внимания хищников, которые считают, что рак-отшельник слишком твердый и съесть его трудно, а, с другой стороны, она лишает бдительности рыб, которые не считают рака-отшельника угрозой.
Головоногие моллюски — мастера мимикрии. Недавно мы рассказывали о том, как некоторые каракатицы умеют в целях самозащиты даже снижать активность собственных биоэлектрических полей.
Анна Казнадзей