Микробиологи нашли новый класс архей в сибирских содовых озерах

Группа исследователей из Делфтского технического университета во главе с россиянином Дмитрием Сорокиным обнаружила новый класс архей — Methanonatronarchaeia. Эти микроорганизмы производят метан, используя необычный метаболический путь, и процветают в экстремально соленых водоемах. Статью об исследовании опубликовал журнал Nature Microbiology.

Метаногенные археи — единственный биологический источник метана, основного компонента природного газа на земле. Это анаэробы, которые производят метан на заболоченных территориях, в коровьих желудках и человеческом кишечнике. Метаногены также участвуют в синтезе биогаза — экологичного топлива, которое получают путем брожения органических отходов. На сегодня известно четыре класса метаногенов, которые принадлежат к типу эвриархеот, но их эволюционные связи с другими классами этого типа до сих пор не были изучены.

В новом исследовании ученые описали несколько видов ранее неизвестных метанообразующих архей. С помощью филогенетического анализа авторы работы определили, что археи принадлежат к новому классу, который ученые назвали Methanonatronarchaeia. Этот класс, судя по всему, стал переходным звеном между метаногенами и живущими в насыщенных солью водах галофильными археями из класса Halobacteriaceae.

Археи из нового класса, в отличие от других метаногенов, живут в экстремальных условиях. Исследователи нашли их в очень соленых содовых озерах юго-восточной Сибири. При культивации в лаборатории колонии архей лучше всего росли в щелочной среде (pH 9.5–10), при экстремальной солености и достаточно высоких температурах (выше 48–55 градусов Цельсия).

Авторы работы также обнаружили, что археи производят метан только при наличии формиата и метанола или формиата и триметиламина. Такой набор компонентов означает, что обнаруженные археи используют метил-восстановительный путь метаногенеза. Этот путь не типичен для других метаногенов и приводит к образованию метана без примеси углекислого газа. Благодаря обнаружению нового класса архей он может стать основой альтернативной технологии получения биогаза, который не потребует очистки от CO2.

Среди архей много экстремофилов, которые могут жить в очень соленых, холодных, горячих или кислых средах. Некоторые из них даже приспособились к жизни в бытовых приборах, холодильниках и стиральных машинах. На сегодняшний день ученым известны двадцать видов таких домашних экстремофилов.

Анна Маньшина