Палеогенетики секвенировали ДНК древних египтян

Международная группа ученых впервые представила надежные результаты генетического анализа древних египтян. Международный коллектив палеогенетиков под руководством специалистов из Университета Тюбингена и Института человеческой истории Общества Макса Планка проанализировал фрагменты митохондриальной ДНК 90 египетских мумий и подробную ядерную ДНК еще 3 мумий, погребенных между 1380 и 425 годами до нашей эры, и сравнил их с известными последовательностями ядерной ДНК древних и современных популяций Европы, Африки и Малой Азии. Оказалось, что ближайшими родственниками мумий были древние фермеры из Восточного Средиземноморья. Современные же египтяне унаследовали значительно больше генов от жителей Центральной Африки. Статья об исследовании опубликована в Nature Communications.

Согласно данным физических антропологов, население Египта никогда не было однородным — даже в древние времена прослеживается явная изменчивость от более негроидного Юга до более европеоидного Севера. Представители правящих слоев при этом тоже сильно отличались от земледельцев — например, в царских погребениях Абидоса скелеты выглядят как более «индосредиземноморские» в отличие от «негроидных» скелетов простых общинников.

До сих пор не существовало принятого научным сообществом анализа генома древних египтян. Это связано стем, что жаркий египетский климат, высокий уровень влажности в гробницах и некоторые химические вещества, входящие в растворы для мумификации, обычно способствуют быстрой деградации ДНК. Также на большинстве известных мумий есть следы чужой ДНК из-за неправильного обращения с ними в XIX и XX веках. Наиболее известная оценка генома египетских мумий — семьи фараона Тутанхамона — многократно подвергалась критике и до сих пор не признана научным сообществом.

Тем не менее авторы нового исследования инициировали крупный проект по секвенированию ДНК мумий, дошедших до нас в большей сохранности. Ученые намеревались определить, насколько жители Египта Позднего периода и Нового царства были различны на генетическом уровне и насколько они были затронуты иностранными завоеваниями, например вторжениями «народов моря» в эпоху Рамзеса II или древних римлян и македонцев.

Для исследования были отобраны 150 мумифицированных тел, погребенных между 1380 и 425 годами до нашей эры, из археологического памятника Абусир-эль-Мелек в Среднем Египте, а также из двух антропологических коллекций в Университете Тюбингена и коллекции Феликса фон Лушчана из Государственного музея Берлина.

Ученым удалось извлечь и амплифицировать митохондриальную ДНК из мягких тканей, костей и зубов 90 тел, а также получить подробную ядерную ДНК из трех мумий.

Результаты анализа полученных данных показали, что египтяне времен Нового царства генетически были близки народам, жившим на территории Леванта  и Анатолийского полуострова. Вторжения чужеземцев фактически никак не сказывались на жизни древних египтян и не приводили к масштабным генетическим перестройкам с 1400 года до нашей эры и до времен персидских фараонов. Однако их современные потомки, живущие сегодня в Египте, генетически сильно отличаются от своих предков — в их ДНК присутствует на восемь процентов больше генов (от 14 до 21 процента), унаследованных от популяций Центральной Африки.

Точно сказать с чем это связано, ученые пока не могут. Однако они полагают, что миграционные процессы усилились в эллинистический период, когда люди из центральных регионов Африки начали продвигаться на север, заселяя плодородную долину Нила и его дельту. Также на это могла повлиять работорговля, достигшая пика во времена арабского и османского владычества.

Хоть закат единого Египта и был ознаменован персидским завоеванием 525 года до нашей эры, окончательно древняя цивилизация пришла в упадок в ходе завоеваний Александра Македонского, за которыми наступил период эллинистической раздробленности первых веков до нашей эры. Впоследствии Египет попал под римское и, позже, византийское господство. В 642 году территория Египта была завоевана Арабским халифатом, а в 1517 году — Османской империей. Страна вновь получила независимость только в 1914 году.

Елизавета Власова