Лаборатория Фонда перспективных исследований России разработала прототип системы, в чем-то похожий на нервную систему живого организма. Об этом в интервью агентству «Интерфакс» заявил руководитель лаборатории Андрей Носов. По его словам, новая система разрабатывается для перспективной авиационной техники и новых роботов.
Летательные аппараты становятся все сложнее и для обеспечения безопасности их полетов разрабатываются новые системы, позволяющие проводить диагностику всего бортового оборудования: от двигателей до конструкции планера.
Новая система для авиатехники представляет собой сеть оптоволоконных акустических и деформационных датчиков, соединенных с блоком диагностики. Датчики можно либо внедрять в структуру композиционного материала на этапе производства, либо наклеивать на поверхность корпуса летательного аппарата. В полете датчики могут определять деформацию корпуса или его повреждение.
«В полете производится экспресс-анализ. Если нагрузка выходит за рамки установленного порога, блок автоматически дает сигнал пилоту, перед которым на панели управления загорается желтый или красный индикатор, в зависимости от степени проблемы», — рассказал Носов.
После приземления накопленные системой диагностики данные можно загрузить на внешний носитель информации и провести их более детальный анализ. Испытания прототипа «нервной системы» для авиационной техники уже проводятся на демонстраторе технологий скоростного вертолета.
В настоящее время проводится подготовка к испытаниям диагностической системы на вертолетной лопасти. По словам Носова, новой разработкой уже заинтересовались «Туполев», «Сухой», «Иркут», Московский вертолетный завод, «Камов» и группа компаний «Кронштадт».
В феврале прошлого года аналогичную разработку испытал Германский авиакосмический центр. В испытаниях использовалась секция фюзеляжа с дверным проемом, выполненная из композиционных материалов. Размер этой секции составил пять на семь метров. В структуру секции интегрировали в общей сложности 584 датчика, контролировавших состояние детали.
Во время испытаний система сенсоров сумела определить тип и расположение повреждения. Система использует ультразвуковые волны для оценки состояния конструкции. При нажатии кнопки самодиагностики в композитной конструкции срабатывают ультразвуковые излучатели. Их сигнал принимают датчики. Если в структуре есть повреждение, оно будет отклонять ультразвук или задерживать его прохождение.
Ранее похожую систему планировала использовать японская компания Mitsubishi в своем истребителе — демонстраторе технологий X-2 (ATD-X Shinshin). Она должна была стать частью технологии самовосстановления управления полетом.
Ее суть заключается в том, что бортовой компьютер сможет определять полученные повреждения различных аэродинамических элементов конструкции самолета. Затем на основе полученных данных о повреждениях бортовой компьютер корректировал бы работу оставшихся аэродинамических элементов таким образом, чтобы, насколько это возможно, восстановить управляемость боевого самолета.
Василий Сычёв
Офис руководителя эксплуатационных испытаний Пентагона опасается, что эсминцы «Зумвалт» рискуют не продемонстрировать необходимый оперативный потенциал для размещения на них ракет с гиперзвуковыми планерами из-за ограниченных возможностей летных испытаний. Как пишет Breaking Defense, вероятно, кораблей просто слишком мало.