Китай анонсировал запуск своего первого рентгеновского телескопа

Главный научный сотрудник проекта Hard X-ray Modulation Telescope Китайской академии наук Чжан Шуаннань сообщил о скором запуске первого китайского космического рентгеновского телескопа. Одна из главных целей миссии — исследование активных черных дыр и нейтронных звезд. Точная дата пуска не называется. Среди работающих рентгеновских телескопов HXMT будет выделяться большим полем обзора и широким спектральным диапазоном. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа», краткое описание аппарата доступно на сайте Китайской академии наук.

Рентгеновское излучение соответствует наиболее высокоэнергетичным процессам в космосе. Так, если это излучение имеет тепловую природу, то оно соответствует температурам газа в миллионы и десятки миллионов кельвинов. Такие процессы соответствуют поглощению газа черными дырами, активным галактическим центрам и нейтронным звездам. Для наблюдения за ними необходимы оптические приборы с большим разрешением. Но рентгеновское излучение, в отличие от оптического, очень легко рассеивается на материи — обычная линза не сможет эффективно преломлять его. Потому рентгеновская оптика сильно отличается от привычной — например, один из типов линз в ней построен на многократном отражении в изогнутых капиллярах, а не на преломлении.

На околоземной орбите сейчас находятся несколько рентгеновских телескопов. Наиболее известные из них: «Чандра», XMM-Newton и NuSTAR. Они отличаются высоким разрешением и небольшим полем зрения — в десятки угловых минут. Один из самых известных снимков в рентгеновском диапазоне — фотография нейтронной звезды в центре Крабовидной туманности и газа вокруг нее, сделанная «Чандрой».

Новый китайский телескоп, согласно его спецификациям, будет охватывать диапазон длин волн от 0,05 до 1,25 нанометра (от 250 до 1 килоэлектронвольта). На борту аппарата будут три различных группы фотоэлементов — для анализа рентгеновского излучения высокой, средней и малой энергий. Для формирования изображения в высокоэнергетическом диапазоне будут использоваться коллиматоры. Размер поля зрения телескопа, по ранним данным, составляет примерно пять на пять градусов.

Китайские астрономы надеются, что аппарат поможет в поисках новых источников рентгеновского излучения, а также позволит исследовать в деталях сверхъяркие источники. Среди объектов исследования ученые называют рентгеновские двойные, черные дыры и нейтронные звезды.

Помимо космических аппаратов NASA и Европейского космического агентства, на околоземной орбите вскоре появится и российский рентгеновский телескоп. Запуск российской рентгеновской и гамма-обсерватории «Спектр РГ» запланирован на март-апрель 2018 года.

Робот с магнитами в ногах прошелся по стене и залез на потолок