Землю после столкновения с Тейей сравнили с гигантским «пончиком»

Исследователи из Гарварда и Калифорнийского университета в Дейвисе сообщили, что может существовать еще один тип планетарных объектов — синестия. Он представляет собой огромное вращающееся тело, которое состоит из испаренных каменистых пород и по форме напоминает пончик. Авторы статьи, опубликованной в журнале Journal of Geophysical Research: Planets, предполагают, что когда-то и наша Земля могла быть синестией.

Современная модель планетообразования подразумевает, что такие небесные тела, как Земля или Марс, образовались из вращающегося диска газа и пыли вокруг молодой звезды. Сначала мелкие частицы «сбивались» в небольшие комки, которые затем под действием гравитации превращались в более крупные планетезимали. Если планетезималь накапливала достаточно вещества, она превращалась в протопланету, которая потом уже могла стать полноценной планетой.

Считается, что в течение всего периода формирования объект сохраняет сферическую форму. Большинство существующих теорий не предполагают каких-либо отклонений. Однако американские ученые с помощью симуляции показали, что может существовать еще один промежуточный этап, во время которого будущая планета становится похожа на тор.

Авторы новой работы использовали созданную ими компьютерную программу HERCULES (Highly Eccentric Rotating Concentric U (potential) Layers Equilibrium Structure) для того, чтобы изучить эволюцию разогретых вращающихся землеподобных сфероидов постоянной плотности. Симуляция показала, что если угловая скорость вращения на экваторе превысит орбитальную скорость небесного тела, оно превратится в синестию. Это может произойти, когда сфероид сталкивается с другим быстро вращающимся объектом — вместо того, чтобы превратиться в диск из обломков, каменистые породы испаряются и начинают расширяться, образуя синестию.

Необычное название было составлено учеными из двух греческих слов — συν (вместе) и Eστια (Гестия — богиня архитектуры). Сама эта структура недолговечна: продолжительность ее существования тем выше, чем больше в ней материи. По мнению планетологов, Земля после столкновения с гипотетической планетой Тейей тоже могла превратиться в синестию, однако эта стадия вряд ли длилась дольше ста лет.

Тем не менее, теория исследователей пока не нашла экспериментального подтверждения — науке еще не известно ни одного подобного объекта. Если же, однако, его удастся открыть, то это позволит выдвинуть еще одну теорию образования системы Земля — Луна. Авторы исследования полагают, что из синестий могли возникать спутники планет.

Наиболее популярной считается модель ударного формирования Луны: из-за столкновения прото-Земли с Тейей значительная часть материала нашей планеты была выброшена на орбиту. Позже обломки слиплись под действием гравитационного притяжения и образовался спутник. Недавно ученые проверили эту теорию ядерным взрывом.

Шнобелевскую премию присудили за исследование жидкой природы котов и пользы диджериду при храпе